Андрей Федяшин, политический обозреватель РИА Новости.
Некрасивая история. У американской базы Форт Беннинг в Джорджии 20 ноября была задержана съемочная группа российского телеканала Russia Today. Репортера Кэйлин Форде и оператора Джонатана Конвэя немного "попрессовали", одели наручники, увезли в полицию, продержали 32 часа, взяли залог, штраф и отпустили. Парадокс - глобальное информационное пространство искривилось так, что за них на высоком уровне вроде и вступиться некому (кроме, естественно, самого RT, что он и делает): оба граждане США, но работают на "русский канал".
Госдепартамент США уже объявил, что ничего комментировать не будет, поскольку идет речь об американцах. Это автоматически значит, что он и от нашего МИД ничего не ждет, а если дождется, то не примет. Это нечто вроде заявление априори - вопрос закрыт.
Американские эксперты, из немногих кто согласен хоть что-то сказать, говорят, что тут какие-то "режимные дела". Военная база, секретность, дисциплина. Пентагон тоже не комментирует, поскольку взяли репортеров за пределами базы. Пусть отвечает полиция города Коламбус - она и напортачила. Что вполне может быть. Даже подступы к любой базе могут быть "режимными", и с этим никто не спорит. Но тут речь идет не о совсем обычной военной базе.
Собственно, назвать Форт Беннинг базой - это приблизительно то же самое, что назвать Кронштадт или, скажем, Севастополь, морскими причалами. Форт Беннинг только числится официально за Джорджией, хотя на самом деле он занимает и обширные территории соседней Алабамы. Общее население этого военного центра (города на самом деле) с солдатами, офицерами, семьями и обслугой - более 120 тысяч. Голливуд снял здесь по крайней мере 10 фильмов. Здесь делали ТВ серии, десятки документальных фильмов.
Это крупнейший в США учебный центр Армии, бронетанковых войск, спецподразделений, территория для войсковых маневров и школа подготовки иностранных офицеров - Институт Западного полушария по сотрудничеству в области безопасности (WHINSEC).
Школа диктаторов и убийц
До 2001 года она называлась Школа Америк, и с 1946 по 2001 успела подготовить более 60 тысяч латиноамериканских военных.
Многие из выпускников, стали впоследствии диктаторами (Мануэль Норьега - в Панаме, генерал Галтиери - в Аргентине), руководителями "эскадронов смерти" в Чили, Сальвадоре, Боливии, палачами, мастерами пыток и даже главами наркокартелей.
Репортеры как раз и снимали демонстрацию протеста против того, что делается в школе. Такие демонстрации проходят регулярно каждый год. Это не секрет и не новость, хотя в Америке о них не сообщают. На все такие демонстрации получается официальное разрешение. Так что назвать нарушением режима действия журналистов никак не получается.
Скорее это результат раздражения полиции: надоедает следить за манифестациями и телевизионщиками.
Но тут как раз все дело в том, что такое раздражение "раздувает" ветер сверху. Полицейские нигде не раздражаются, не почувствовав, что наверху происходит нечто такое, что их раздражение вполне оправдывает. Если вся страна бросает силы на борьбу с терроризмом и внешним врагом, старается "выбить правду" в Гуантанамо, то, как не раздражиться на "внутреннего врага"? Тут сильно начинает отдавать двойными стандартами - последним этапом на пути к обрушиванию стандартов вообще.
Плохо, что в самой Америке этого не замечают. Представьте себе, что произошло, если бы, скажем, в Москве на Триумфальной или где-нибудь в Алабино омоновцы измутузили и арестовали съемочную группу CNN, ABC или BBC?
И это, между прочим, не такая уж и мелочь. Это уже похоже на систему. Никто не говорит, что в Америке в области свободы печати, мнений и собраний уже наступает "темная ночь". Но то, что света дают все меньше - очевидно.
Случай совсем не первый
Это ведь пример-то не единичный. Сколько их уже было.
Вот из последнего с "неугодными" иностранными корреспондентами. Весь июль Союз Гражданских свобод США, Американский PEN Центр, Американская ассоциация университетских профессоров, руководство Гарвардского университета переписывались с госдепартаментом, закрывшим въезд в США известнейшему колумбийскому журналисту Холлману Моррису, которого пригласили на курс стажировки в Гарвард на 2010-11 годы. Холлман является жестким критиком действий президента Колумбии и американской политики в стране. Посольство США в Боготе внесло его в "список террористов". Только когда Гарвард дошел до госсекретаря Клинтон, Моррису открыли въезд.
А вот самый известный случай последних лет с американским журналистом. Привожу, поскольку очень уж он похож на нынешний случай с группой RT. В 2008 году полиция Денвера побила и арестовала продюсера съемочной группы ABC Эйса Эслокера. Его группа делала съемки у денверского отеля, где встречались сенаторы и конгрессмены с крупнейшими лоббистами и "донорами" Демократической партии. Сигнал "убрать репортеров" поступил от собравшихся.
Но даже не такие случаи есть самое удручающее.
На сегодня почти уже не вспоминается то, что происходило и происходит в тюрьме Гуантанамо, на американской базе на Кубе. Между прочим, президент Обама, вопреки всем обещаниям, ее не закрыл. В концлагерь, куда свозились все заподозренные в терроризме, свозили и множество журналистов. Здесь сидели и продолжают сидеть телерепортеры таких известных каналов как катарский "Аль-Джазира", дубайского телевидения. Оператор "Аль-Джазиры" Сами аль-Хадж отсидел в Гуантанамо шесть лет только за то, что снимал сюжеты с "Талибан" в Ираке. И таких примеров арестов репортеров просто за распространение невыгодной информации - десятки.
Вообще, об Америке у нас и сегодня, после закручивания гаек в области соблюдения прав и свобод, наращивания слежки (все официально, утверждено законом), бытует странно идеалистическое представление. Этот феномен более всего свойственен людям, которые никогда там не были. И любые отклонения от такого представления считают грехом и анафемой. И откуда столько веры?
Очень большой умница, человек не просто свободолюбивый, но свободолюбивый почти до отъявленного анархизма, что, в общем и целом, свойственно ирландской душе, Джордж Бернард Шоу как-то бросил: "Боюсь ехать в Америку... Верно, ирония - моя стихия, однако при виде статуи Свободы даже я теряю чувство юмора".
Это его самая известная фраза о своих заокеанских кузенах, которые о свободе очень любят говорить. На уровне того самого нравоучительного ханжества, которое всегда и везде свойственно государственным органам. Странно, что в это столь многие искренне верят. Во всем, что навязывается очень агрессивно и безапелляционно всегда есть либо конструкционные изъяны, либо технологические недоработки, либо "усталость" самого дизайна. Иначе, зачем бы все это надо было "продавать" под таким давлением.
Госдепартамент США регулярно публикует доклады о правах человека за рубежом, где, в числе прочего, препарируются и отношения власти с журналистами. Ясно, что идеала нигде нет. И быть не может: какая же любовь между государством, коему предписано служить аппаратом регулирования и подавления (разница лишь в размерах и мощи государственного "катка") и теми, кто постоянно ищет в этом агрегате изъяны, недостатки, твердит о неверных направлениях движения и пр. Одни стычки. В одних странах больше, в других меньше. У нас, очень даже возможно, больше, чем в других. Молодым, рыхлым, "суверенным" демократиям это свойственно - болезни роста.
Но это свойственно и более зрелым демократиям. И когда те перестают чаще оглядываться назад и забывают факты из собственной биографии, стандарты общепринятого поведения рушатся. Случай с RT - как раз такой пример.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции