МОСКВА, 24 ноя - РИА Новости, Ирина Нехорошкина, Юрий Щегольков. Оценив кризисную ситуацию, которая возникла на российском туристическом рынке осенью текущего года из-за финансовых проблем туроператора "Капитал Тур", экспертный совет по туризму при Комитете Государственной думы (ГД) по экономической политике и предпринимательству признал необходимость разработать и внести на рассмотрение нижней палаты парламента изменения в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации".
"Мы должны предпринять все меры, чтобы в дальнейшем избежать такой масштабной катастрофы, к которой может привести банкротство компании "Капитал Тур". Я бы хотел, чтобы по окончании нашего заседания был предложен некий инструментарий по решению наших проблем, который мы сможем внести в Государственную думу для обсуждения", - заявил первый заместитель председателя Комитета ГД по экономической политике и предпринимательству Владимир Головнёв.
"С того момента, когда в сентябре прошлого года были утверждены новые финансовые гарантии для туроператоров, за все 13 месяцев не было ни одного случая, когда пострадавшие туристы, не получили деньги. Сейчас возникает вопрос, хватит ли у страховой компании "Инногарант" денег, чтобы защитить всех туристов, пострадавших по вине "Капитал Тура". В данной ситуации вопросов больше, чем ответов, а наша задача, чтобы таких вопросов просто не возникало", - отметил первый вице-президент Ассоциации туроператоров России (АТОР) Владимир Канторович, при этом предложив разработать механизм, который на 100% защитит туристов от всех проблем и рисков.
"Должен быть хороший контроль госорганов за тем, как ведут себя компании, как соблюдают интересы потребителей. Мы должны четко понимать: либо государство берет на себя функции отслеживать и реагировать на положение дел операторов, либо это будет делать отраслевой союз. В том случае, если государство признает деятельность отраслевых союзов, то оно передает им функции контроля, которые есть у государства", - заявил глава Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Андрей Кигим. Он же предложил использовать богатый опыт страховых компаний в области контроля финансового состояния туроператоров.
"Нам необходимо вдумчиво изучить этот бизнес. Задача состоит в том, чтобы к каждой компании страховщик подходил абсолютно индивидуально. Страховщик должен страховать, исходя из рисков данной компании. Мы должны решить, как будет выглядеть тарифная политика", - пояснил глава ВСС.
Заместитель руководителя Федерального агентства по туризму (Ростуризм) Евгений Писаревский предложил использовать опыт не только отечественных, но и зарубежных страховщиков и банков при оценке рисков туроператоров для назначения размера фингарантий. "Нужна организация, которая будет выполнять аудит и страховых компаний, и туроператоров. В такой организации должен участвовать и бизнес, должна работать горячая линия. Организация, которая может оперативно реагировать в экстремальных ситуациях, которая будет вести переговоры с перевозчиками, с другими странами, чтобы туристов не задерживали, а спокойно отпускали на родину", - перечислил он задачи.
Писаревский пояснил, что необходим и механизм администрирования такого союза - для приостановления деятельности сомнительных туроператоров, исключение их из реестра и дисквалификации. "Сейчас мы не имеем полномочий исключить туроператора из реестра, даже если знаем, что он предоставил заведомо неверную информацию", - резюмировал представитель Ростуризма.
Было отмечено, что у Ростуризма должна появиться дополнительная функция, позволяющая осуществлять мониторинг ситуации и, в случае необходимости, приостанавливать деятельность туроператора.
"Еще до того как компания начинает работать, у нее должны быть финансовые гарантии, соответствующие размерам деятельности туроператора, что должна контролировать фирма, которая дает ему финансовые гарантии. Нужно проработать механизм контроля за финансовой устойчивостью самой страховой компании либо банка. Необходимо разработать механизм оперативного решения вопросов для туристов, которые из-за той или иной компании оказываются в трудном положении за рубежом. Таков спектр вопросов, которые мы должны проработать, чтобы выступить с законодательной инициативой", - подытожил Писаревский.
В ближайшее время по поручению Владимира Головнёва АТОР, как отмечается на его сайте, подготовит предложения по изменению в отраслевой закон и направит их в Комитет ГД по экономической политике и предпринимательству.
РИА Новости обратилось к президенту Российского союза туриндустрии (РСТ) Сергею Шпилько и главе правовой комиссии РСТ Георгию Мохову, отсутствовавшим на заседании, с просьбой прокомментировать прошедший экспертный совет.
Сергей Шпилько сообщил корреспонденту РИА Новости следующее:
- Нас на этот "консилиум" не приглашали. Но если судить о звучавших там предложениях по публикациям в Интернете, то… Что здесь сказать? Что касается фингарантий ответственности турагентств, здесь есть тема для обсуждения. Хотя предпринимавшиеся попытки разработки такого страхового продукта до сих пор особым успехом не увенчались. Нельзя исключать механизм страхования. Но надо смотреть и все другие возможные варианты с участием самого агентского сообщества. Главная проблема - как разделить ответственность туроператора и агента за реализацию турпродукта. Тем более если отраслевой закон всю полноту ответственности на сей счет возлагает на туроператора. А по долгам "Капитал Тура" пока платят турагенты и клиенты. Причем у агентов надежды вернуть свои деньг уж совсем призрачные.
Ситуацию на агентском рынке стабилизировать действительно надо - и с точки зрения финансового обеспечения их деятельности в форме, эффективной для клиентов и посильной для агентов, и в отношении противодействия демпингу, и т.д. Иначе рентабельность агентской деятельности будет стремительно снижаться за счет конвертации комиссии в скидки клиентам, будут расти предпринимательские и потребительские риски. Но, по сути, те же проблемы не решены и в сфере туроператорской деятельности. Не надо питать иллюзий, что их удастся решить незамысловатыми поправками в отраслевой закон, например, изменением плоской шкалы фингарантий. Нужен отдельный закон (или законы) об обязательном страховании всех участников туристического рынка, в том числе самих туристов.
Что же касается запрета агентствам работать от своего имени, то неплохо бы в этой связи заглянуть в статью "Агентский договор" Гражданского кодекса РФ. Полагаю, здесь могут возникнуть противоречия. А, кроме того, кто сейчас-то мешает туроператорам заключать соответствующие договоры с агентами? Получается, это призывы самим себе запретить заключать договоры, исключающие возможность агенту работать от своего имени.
То же самое с контролем финансовой устойчивости туроператора со стороны страховщиков. Поскольку все это обсуждается не по первому кругу, приведу просто цитату из нашей публикации по этому поводу двухлетней давности: "Наиболее надежный вариант - страхование ответственности туроператора по каждому договору с клиентом на основании заранее согласованных со страховой компанией тарифов. Есть и другой вариант, чаще всего применяемый в мировой практике. Это страхование ответственности туроператора, пропорциональное, например, годовому финансовому обороту или сумме выручки компании от реализации туруслуг. Для подтверждения своих финансовых показателей за определенный период туроператор должен представить в страховую компанию или банк баланс и отчет о прибылях и убытках. Страховая компания может запросить данные о количестве проданных туров, кредиторской задолженности и т.д. Условием предоставления гарантии или заключения договора страхования может стать также проведение независимого аудита по отдельным показателям, в том числе аудиторской организацией, предложенной туроператору банком или страховой компанией". Почему страховые компании этого не делают? Вопрос риторический. Посмотрите, как вчера написано/
Георгий Мохов со своей стороны также прокомментировал прошедшее обсуждение:
- Деятельность турагентов, безусловно, требует скорейшего регулирования с установлением способов обеспечения гражданской ответственности перед потребителями, ограничением "входного" порога и определением обязательных параметров документооборота, стандартов деятельности. Гражданский кодекс РФ в главе агентирование дает понятие агентских отношений, согласно которым агент может действовать от своего имени в сделках с конечным потребителем или от имени принципала (туроператора), в зависимости от объема полномочий, данных ему туроператором. На сегодняшний день ничто не мешает туроператорам наделить своих агентов полномочиями представителей с правом действовать от имени туроператора. Более того, эта возможность прямо указана в статье 9 Федерального закона "Об основах туристской деятельности": "…Турагент осуществляет продвижение и реализацию туристского продукта от имени и по поручению туроператора, а в случаях, предусмотренных договором, заключаемым между туроператором и турагентом, - от своего имени".
Отношения туроператора и его агента - это договорные отношения, регулируемые сторонами агентского договора, государство не вправе диктовать условия частного договора и устанавливать обязанность туроператора наделять агентов правами представителя. Если туроператор считает турагента надежным партнером и доверяет ему настолько, что готов дать полномочия представителя, то он (туроператор) наделит агента правом выступать от имени туроператора, то есть заключать от его имени договоры, выдавать турпутевки, принимать денежные средства от имени туроператора. Но на существующем сегодня туристическом рынке такая схема не востребована, туроператоры не рискуют наделять турагентов такими серьезными полномочиями, таким образом, все турагенты действуют в сделках с туристами от своего имени, вступают в прямые правоотношения с туристом и самостоятельно заключают с ним договор. Насильственным способом изменить эту схему отношений и повысить доверие туроператоров к своим розничным партнерам навряд ли удастся, вероятнее всего, это приведет лишь к тому, что туроператоры перестанут заключать агентские договоры и будут относиться к своим агентам как к обычным покупателям турпродукта, то есть без наделения их агентскими полномочиями.
Что касается полномочий страховых компаний, то следует заметить, что и на сегодняшний день страховщик вправе осуществлять разумный контроль за деятельностью страхователя, особенно если страховщик принимает на себя ответственность по риску наступления гражданской ответственности туроператора на десятки миллионов рублей. Было бы разумно и совершенно логично страховой компании установить требования к финансовой устойчивости туроператора и запрашивать соответствующие документы при заключении договора и осуществлять инспекционный контроль в течение года.
Проблема в том, что закон не устанавливает никаких требований к финансовой устойчивости туроператора вовсе. Что, на мой взгляд, является абсурдом. Общество с ограниченной ответственностью с уставным капиталом в 10 тысяч рублей принимает на себя обязанности по оказанию услуг и оперирует оборотами в миллиарды рублей. Отсутствие требований к размеру собственных активов туроператора приводит к невероятному дисбалансу между размером обязательств и его фактической состоятельностью. Не могут страховщики принимать на себя все риски заведомо финансово неустойчивых предприятий. Первоначально необходимо установить параметры финансовой устойчивости туроператоров, то есть требования к размеру оплаченного уставного капитала и его соответствия реальным активам предприятия.
Относительно расширения полномочий Ростуризма и возможности привлечения к ответственности недобросовестных туроператоров я совершенно согласен, на сегодняшний день сложилась нелепая ситуация, когда федеральный орган не может никак воздействовать на подведомственный ему круг предприятий - ни наказать, ни приостановить деятельность, ни даже вынести официальное предупреждение. Не менее странной является ситуация, связанная с невозможностью привлечь к ответственности туроператора, работающего без финансового обеспечения и федерального реестрового номера, что дискредитирует систему финансового обеспечения в целом и лишает смысла попытки сделать её более эффективной.