Сергей Варшавчик, обозреватель РИА Новости.
По-прежнему лидеров двое – Первый канал и НТВ. То один вырвется вперед, то другой. Минувшая неделя позволила Первому каналу чуть-чуть обойти соперника. На полкорпуса, как говорят, жокеи.
При Собянине приятнее кашляется
Несмотря на то, что самой рейтинговой программой прошлой недели (по данным TNS Россия) оказались энтэвэшные «Улицы разбитых фонарей, Менты-9», которые посмотрел почти каждый десятый москвич, в совокупности Первый канал набрал на два процента доли больше, нежели «четвертая» кнопка. В частности, из-за того, что мощно «сыграл» на неуютной для НТВ площадке развлекательной программы выходного дня.
В минувшее воскресенье столичная аудитория юмористического ток-шоу «Большая разница» по достоинству оценила пародии, как на Сергея Собянина, так и любимого лужковского скульптора Зураба Церетели с его Петром I. Перцу добавили и сами ведущие.
Александр Цекало торжественно поздравил горожан с новым мэром, отметив, что транспортные проблемы практически исчезли и он всего лишь полтора часа стоял в пробке по дороге на работу. Иронический тон подхватил Иван Ургант, заявивший, что сам «воздух с приходом нового мэра стал чище, и даже кашлять стало приятнее».
Досталось и коллегам по каналу. Например, Андрея Малахова пересмешники из «Большой разницы» изобразили допрашивающего самого себя в одной из своих же программ – «Детекторе лжи». При этом, предвосхищая его положительный ответ на вопрос, хотел бы он вести программу «Поле чудес», актер, изображавший Леонида Якубовича, пробормотал, что не каждый дурак согласится регулярно «целовать детей и мерить костюм мукомола».
«Россия 1», пытаясь хоть как-то догнать конкурентов, сделал ставку на комедийный сериал «Сваты-3», и разрыв между ним и лидерами сразу же сократился. Аудитория канала с удовольствием наблюдает за жизнью и приключениями двух семейных пар, одна из которых живет в городе, а другая - на селе. Отгадка проста. По сути дела, этот украинский проект – психологическая отдушина для российского зрителя, изрядно напуганного и порядком подуставшего от художественного и документального насилия на телеэкране.
Самый поразительный персонаж
Тем временем, тема избиения Кашина отошла на второй план, а вот шок от зверского убийства в станице Кущевской – увеличивается. Телевидение сообщает все новые подробности не только смерти, но и жизни местных обитателей злосчастного поселка. Картина вырисовывается страшная – сотни изнасилований, десятки убийств и все это на фоне полной безнаказанности бандитов, которые не просто срослись с местной властью, но стали частью ее.
Самым поразительным персонажем для меня стал не главарь банды Сергей Цапок, он же депутат райсовета и кандидат социологических наук (интересно, кто за него писал диссертацию?), а руководитель Кущевского РОВД [теперь уже бывший] полковник милиции Виктор Бурносов. Он, не моргнув глазом, заявил под телекамеры, что ничего не знает ни о какой преступной группировке, да еще и много лет действующей в подведомственном ему районе. Любой персонаж криминального сериала просто бледная тень пред столь циничным стражем порядка.
Казнить, нельзя помиловать
Увы, вместо глубокого анализа вопиющей ситуации, ТВ идет по наиболее поверхностному пути. Надо или не надо вводить смертную казнь за такие преступления? Обсуждению этого вопроса был посвящен в четверг очередной выпуск программы Владимира Соловьева «Поединок» (Россия 1»). Результат телефонного голосования зрителей был известен заранее. Благо в качестве сторонника смертной казни был приглашен столь опытный шоумен, как Владимир Жириновский. Он тут же предложил свой рецепт решения проблемы – в Кущевскую должен прибыть военно-полевой суд, который повесит пятерых человек: губернатора, прокурора и трех бандитов. Генпрокурора же и министра внутренних дел - отправить в отставку, после чего, по словам лидера ЛДПР, набрать где-то честных.
«Вы предлагаете буффонаду», - тут же отреагировал Соловьев, порекомендовав Владимиру Вольфовичу пристальнее присмотреться к своему окружению.
Другой из участников ток-шоу, адвокат Генри Резник, сразу сказал, что заранее знает о проигрыше, но все равно будет отстаивать свою точку зрения. В частности, он сообщил, что столетние наблюдения показали, что никакого влияния на снижение уровня преступности смертная казнь не имеет. С ним не согласился известный криминалист Исса Костоев, который считает, что угроза потерять жизнь все же будет сдерживать бандитов.
Не добавил ясности и видеомост с губернатором Краснодарского края Александром Ткачевым, который сообщил, что собственноручно бы резал на куски убийц, но при этом почему-то умудрился не быть в курсе дел в благополучной на вид, по его мнению, станице.
В программе «Центральное телевидение» (НТВ) губернатор подчеркнул, что ни «я, ни администрация не получали информации, что происходят такие сверхбезобразия». В ответ на вопрос ведущего передачи Вадима Такменева, будет ли Ткачев ставить перед президентом вопрос о своем доверии, глава Краснодарского края несколько пафосно ответил, что «свой статус надо подтверждать каждый день».
И никто почему-то не задался вопросом, отчего в казачьей станице, гордящейся тем, что здесь в августе 1942 года стоял насмерть 4-й гвардейский корпус, люди годами безропотно сносили издевательства односельчан.
Похоже, Пушкин был прав, написав в одном из писем, что «у нас нет слова для выражения понятия безропотной покорности, хотя это душевное состояние, или, если вам больше нравится, эта добродетель чрезвычайно свойственна русским. Слово (столбняк), пожалуй, передает его с наибольшей точностью».
Мнение автора может не слвпадать с позицией редакции