Илья Крамник, военный обозреватель РИА Новости.
22 ноября 2010 года официально закончилась британская миссия в Ираке – территориальные воды страны покинули последние корабли Королевского флота: фрегат "Камберленд" и десантный корабль-док "Кардиган Бэй". Британская армия покинула Ирак еще раньше, передав позиции на юге страны иракским войскам. Сейчас активные операции войск международной коалиции в Ираке свернуты. Остающийся в стране 50-тысячный американский контингент проводит операцию "Новый рассвет", цель которой – поддержка иракских сил безопасности в их действиях по обеспечению порядка в стране и подготовка личного состава вооруженных сил Ирака.
Уходить из Ирака было необходимо – две не очень популярные войны одновременно ни Британия, ни США позволить себе не могли. Но и закончить афганскую войну сложно. Уход из Афганистана сейчас может повлечь (с учетом конфликтного потенциала Пакистана и республик бывшего СССР) в ближайшей перспективе масштабную дестабилизацию, затрагивающую интересы крупнейших региональных и некоторых мировых игроков. Вдобавок ситуация осложняется возможным доступом к ядерным средствам исламских радикалов и прочих сил, которые не могут считаться ответственными и адекватными.
На этом фоне Ирак, где ситуацию удалось относительно стабилизировать, создав более-менее работоспособную систему управления и относительно боеспособные войска, выглядит лучше. В сочетании с многочисленным контингентом частных военных корпораций и сохраняющейся материальной поддержкой со стороны США, эти силы могут поддерживать стабильность в стране.
Кроме того, по сравнению с афганской войной, иракская начала вызывать куда большее неприятие в западном обществе. Особенно после того, как оказалось, что повод – в виде оружия массового поражения, которое Садам Хусейн якобы производил и был готов применить, – оказался фальшивым. Признание недостоверности сообщений спецслужб об иракском ОМП стало одним из самых тяжелых ударов по имиджу как США, так и Великобритании.
Не только из Ирака
Ирак – не единственный регион, который покидают британские военные. К 2020 году последний британский солдат должен покинуть территорию Германии, где британский военный контингент составляет на данный момент около 25 тысяч человек. Половина из них должна быть выведена до 2015 года, остальные – в следующие пять лет. Этот вывод войск ранее планировалось осуществить до 2035 года, но развитие событий заставило сдвинуть сроки на 15 лет.
Экспедиционные возможности Великобритании, способности ее вооруженных сил вести самостоятельные боевые действия на большом удалении от собственной территории, падают сейчас сильнее, чем когда бы то ни было. В ближайшие несколько лет сокращение военного бюджета приведет к тому, что в ВМС Великобритании останется только один авианосец вместо двух, 19 эсминцев и фрегатов вместо 24, сухопутные войска лишатся более 80 танков "Челленджер" из 232, останется 49 самоходных артустановок AS-90 из 75. Сокращение ждет и штат: 175-тысячные вооруженные силы Британии будут урезаны примерно на 10%, а 85-тысячный гражданский персонал вооруженных сил – почти на треть.
И без того достаточно скромные возможности британских вооруженных сил по осуществлению самостоятельных операций еще больше сократятся. Уже сегодня Великобритания не смогла бы оперативно собрать силы флота, сравнимые с теми, которые некогда отбирали у Аргентины Фолклендские острова (1982 год).
Компенсация дефицита силы искусством дипломатии
Текущее сокращение вооруженных сил – отнюдь не первое в британской истории. Фактически британские вооруженные силы сокращаются с момента окончания Второй Мировой войны, когда роль лидера англосаксонской цивилизации взяли на себя США.
Этот подход, с одной стороны, прост и объясним – теряя доминионы и колонии, Великобритания уже не имела возможности поддерживать прежние, "имперские" вооруженные силы. С другой стороны, британские политики понимали, чем закончатся подобные сокращения, и вариант неуклонного следования в фарватере США их устраивать не мог. Да, в 1982 году Великобритании повезло – США не только не остановили британскую операцию, но и оказали Лондону всемерную поддержку. Но как повернется ситуация в случае, подобном фолклендскому, сегодня сказать сложно.
Осознанное ослабление армии подтолкнуло Британию и поиску союзников. Такой союзник найден в лице Франции. Договор о военном сотрудничестве Франции и Великобритании позволяет Лондону надеяться на сохранение солидного политического веса – непропорционального ожидаемым после всех сокращений военным возможностям. Еще большим будет вес союза в целом – фактически в западном мире возникает второй по совокупному военному потенциалу игрок после США.
В этих обстоятельствах "союз равных" с Францией, не претендующей на роль старшего брата для Лондона, является идеальным выходом для Великобритании. Остается лишь дождаться ответа на вопрос, насколько совпадают точки зрения сторон относительно того, где и как должны применяться объединенные части их вооруженных сил.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции