В новом выпуске программы "Дым Отечества" ведущие Владимир Рыжков и Виталий Дымарский беседуют с членом Общественного совета при Минобороны, членом Совета по внешней оборонной политике Виталем Шлыковым, военным обозревателем Александром Гольцем и директором Института политического военного анализа Александром Шаравиным о первых месяцах Великой отечественной войны и уроках 1941 года.
В.ДЫМАРСКИЙ: Все наши историки и эксперты, которые обращались к теме 1941 года, настолько окопались в своих позициях, что сегодня мы не будем устраивать дискуссию. Первый вопрос: уроки 1941 года изучались?
В.ШЛЫКОВ: Актуальный вопрос. Я экономист, и, боюсь, что я один из совсем немногих людей в нашей стране, кто внимательно и дотошно изучал военно-экономические приготовления СССР к войне. Конечно, СССР в войне был военно-экономически на несколько голов выше, чем Германия и другие страны. Благодаря этому, кстати, выиграл. Я привожу эти цифры, так как они достаточно неординарны - в 1937 году у СССР были производственные мощности по танкам 70 тысяч. Немцы напали на нас с тремя тысячами. Быстро смели наши 20 тысяч в линейных частях.
Но, как говорят – битву выигрывают генералы, а войны - экономика. Я считаю, что мобилизационная система была заимствована нами у американцев и очень эффектно применен. И с самого начала, – говоря о внезапности, – для меня нет сомнений, что Гитлер, напав на СССР, заведомо проиграл войну. А Сталин был изумлен, что Гитлер такую глупость мог совершить, потому что он соотношение сил как марксист учитывал, и очень в это дело верил. Но не понимал, что бывают люди с фантазией, как Гитлер. Но не буду тут развивать, а то увлекусь.
А.ШАРАВИН: Безусловно, я очень высоко оцениваю военную промышленность СССР. Конечно, она была основана на мобилизационной экономике, конечно, она имела много плюсов, потому что имела строгую вертикаль управления. И по мановению палочки могла перестраиваться очень быстро. Но не надо забывать, что был ленд-лиз. Наша экономика помогла обеспечить наши вооруженные силы, но вместе с иностранной помощью. Которая иногда даже играла решающую роль.
В.ДЫМАРСКИЙ: У нас она недооценивается.
А.ШАРАВИН: Я бы не сказал. Многие политики еще советского периода, такие как Микоян, давали этому очень жесткие оценки– вплоть до того, что ленд-лиз мог сыграть решающую роль. Я не считаю «решающую» или «не решающую» - в истории нет сослагательного наклонения. Но факт остается фактом: мы выиграли при помощи иностранцев.
В.РЫЖКОВ: И Англия, еще до нападения на Польшу, во многом выстояла против Гитлера благодаря помощи США.
А.ШАРАВИН: Мы не будем говорить сейчас о ленд-лизе, но вдумайтесь: все наши «Катюши» ставились на «Студебеккеры». Тысячи самолетов, танков, паровозы какого производства ездили? Зарубежного. Рельсы откуда шли? Бензин для авиации откуда? Минимум 20% всего авиационного бензина.
Экономика была мощная, но роль иностранной военной помощи недооценивать нельзя.
Полный текст и аудиоверсия передачи находятся на сайте радио "Эхо Москвы" >>