То есть, по каким-то улицам "усатый" - как его ласково называют москвичи - будет если не "мчать", то хотя бы не спеша ехать, ибо скорость этого вида городского транспорта невелика. А вот "вершить по бульварам круженье" у него уже никак не получится. Потому что из центра, из пределов Садового кольца, троллейбусы планируется изгнать. В целях борьбы с пробками. Дескать, слишком большие, неповоротливые и задерживают движение.
Это, безусловно, отнюдь не единственная инициатива городских властей в этой области. На сайте правительства Москвы выложен объемистый Перечень первоочередных мероприятий. Нового мэра Собянина и его команду нельзя упрекнуть в бездействии, а их активность - в целом - можно только приветствовать. Пришли, посмотрели свежим незамутненным взглядом и начали хоть что-то делать. Однако отдельные конкретные пункты программы воспринимаются неоднозначно.
Взять хотя бы борьбу с троллейбусами. Честно говоря, мне крайне редко приходится пользоваться этим видом общественного транспорта, но случаи такие были. И вспоминаются эти поездки без всякого удовольствия. Какое там "по улицам мчать"... Трудно было понять, каким чудесным образом водители умудряются объезжать двойные, а то и тройные ряды машин, припаркованных повсеместно, в том числе и на остановках.
Но иной кордон, выстроенный вопреки всем правилам дорожного движения, объехать невозможно. Однажды я попал в ситуацию, когда водитель воззвал ко всем пассажирам мужского пола, присутствующим в салоне: помогите передвинуть жигуленок, нагло препятствующий движению. Ну что ж, вышли, приподняли автомобиль и перенесли на пару метров.
И никому из нас - пассажиров троллейбуса - в голову не пришло, что это мы создаем пробки и заторы. Мы по наивности своей полагали, что главное зло - бастионы, надолбы, крепостные валы в виде автомобилей, незаконно припаркованных на каждом шагу. Да мне до сих пор кажется, что это с ними надо бороться, а не с беспомощно упирающимися в эти импровизированные "оборонительные сооружения" троллейбусами, привязанными, словно поводком, своими усами к проводам.
Хотя, конечно, взять да отменить троллейбусные маршруты одним росчерком пера гораздо проще, чем навести порядок с парковками. В Перечне первоочередных мероприятий такое наведение порядка тоже предусматривается, но это дело далекого будущего. А без привычного и, кстати, экологически чистого общественного транспорта москвичи могут остаться в ближайшее время.
Впрочем, троллейбусы - далеко не самая серьезная потеря, которая может нас ожидать в результате активности городских чиновников. Заместитель мэра по вопросам развития транспорта и дорожного строительства Николай Лямов выступил с рационализаторским предложением, реализация которого окажется весьма чувствительной для очень большого числа москвичей и гостей столицы. Вице-мэр призвал повысить стоимость проезда в маршрутных такси. По его мнению, это тоже поможет улучшить транспортную ситуацию в столице.
А вот тут - позвольте не согласиться. Прежде всего, любое повышение цен - это всегда неприятно. Вдвойне неприятно, когда к этому призывает представитель власти. Тем не менее, приходится терпеть: например, беспрерывное плавное удорожание коммунальных платежей. Но все-таки речь идет о плате за услуги, которые предоставляет нам государство, и оно вправе устанавливать любую цену.
Однако в данном случае речь идет о сугубо коммерческих расценках. Маршрутками владеют частные фирмы. Они были бы рады брать втридорога с пассажиров, но не делают этого из-за "невидимой руки рынка". Как можно приказывать им поднять цены? Это уж совсем не рыночные методы, даже неловко рассуждать на подобную тему. А вот вынудить хозяев транспортных фирм так поступить совсем не трудно: достаточно резко сократить число маршруток, и деваться им будет некуда.
Лямов, собственно, об этом сам и сказал: "По одному и тому же маршруту могут идти пять-шесть маршруток, из-за чего на дорогах организуются пробки".
Удивительно, что бывший замминистра транспорта всей России, то есть опытный специалист, таким образом ухитрился свалить с больной головы на здоровую. Этим способом передвижения по родному городу я как раз пользуюсь часто. И ни разу не сталкивался с ситуацией, чтобы маршрутки приводили (!) к образованию пробок. Это нечто невероятное.
Наоборот, они как раз способны лихо объехать пробку, или по малой дорожке вдоль тротуаров, или, в крайнем случае, по дворам. При этом не припомню случая, чтобы маршрутка выруливала на пространство для пешеходов. Этим у нас активно грешат только автомобилисты.
Ни на дорожку, ни, тем более, во двор физически не пролезут "автобусы большой вместимости", на которые Лямов предлагает нам в массовом порядке пересаживаться. И уж скорее к созданию пробок причастны эти громоздкие машины, чем юркие и маневренные маршрутные такси. Да, конечно, для общественного транспорта предполагается выделить отдельные полосы. Но когда еще это произойдет... Темна вода во облацех.
На сегодня маршрутки - самый популярный и демократичный вид городского транспорта. И очень хорошо, что их много. Если они исчезнут или их число хотя бы уменьшится, то возле станций метро в спальных районах случится коллапс.
Автобус занимает слишком много места, а с тех пор, как придумали турникеты возле передней двери, на вход выстраиваются длинные мучительные очереди. Можно себе представить, как приятно в них стоять зимой, на морозе. А в маршрутку - вскочил и поехал. И никакой особой повышенной комфортности в их салонах, как правило, не наблюдается. Все удобства состоят в том, что на них проще и быстрее проехать. Наконец, и платят за это пассажиры хоть ненамного, но дороже, чем за городской общественный транспорт. Расценок ниже 25 рублей давно уже не осталось. В последний раз цены подняли в самом начале кризиса. Дальше - остереглись. Не захотели гонять порожняк.
Другой вопрос, все ли в маршруточном хозяйстве в порядке с законами и регистрацией их водителей. Надо наводить порядок. Но не так, как уже поступили с ларьками и киосками - порубали в лихой кавалерийской атаке, и лишь потом начали разбираться. Нельзя же столько раз наступать на одни и те же грабли.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции