Воспитание по-немецки, или Jedem das Seine
Вы знаете, монополия не всегда плоха. Конечно, легитимный политический язык сегодня - демократический. Его приспосабливают к своим нуждам как сторонники свободного рынка, так и сторонники государственного регулирования. И те и другие критикуют монополию. Но есть разные монополии. Скажем, пример французской железнодорожной монополии SNCF негативный, потому что она не обеспечивает нормальных коммуникаций. А вот пример немецкой компании Deutche Bahn, аналога SNCF, позитивный.
В Германии нам сказали, что DB не просто исключает конкуренцию на ж/д, но "давит" автобусных перевозчиков. Некрасиво. Но в отличие от французской монополии немецкая ближе к человеку, хотя имеет в этом смысле любопытную философию, которую я бы обозначил как Jedem das Seine ("каждому свое", выражение на воротах Освенцима). И об этом seine мы позаботимся. Если вы бедняк и у вас нет денег, мы предлагаем вам подходящий вариант путешествия - Wochenendeticket (билет выходного дня) или Quer-durchs-Land-Ticket (в будние дни). Вы платите всего лишь 35-37 евро и можете хоть вдвоем, хоть впятером (впрочем, по квикдурхьсландтикет за каждого пассажира прибавляется 5 евро) целые сутки кататься по всей Германии. Причем вы можете выбрать время. По одному и тому же маршруту следует несколько поездов, один за другим.
Единственное "но" вытекает все из того же Jedem das Seine. Например, чтобы проехать от Берлина до Кельна необходимо сделать четыре пересадки. То есть придется каждые два часа подниматься, одеваться, выходить, тащить свой багаж с перрона на перрон… На первый взгляд все просто и логично - пересадки, поезда с сидячими местами, а потому цена ниже. Однако во время путешествия по вохенендетикет у нас возникло и крепло убеждение, что эти маршруты осуществляются с убытком для компании. А какую прибыль могут приносить комфортабельные, но пустые ночью поезда? Да, они обслуживаются контролерами. Но вряд ли те занимаются только проверкой билетов. Нам показалось, что они осуществляют функцию направляющих пассажиров.
В любой точке представительства DB вам готовы выдать распечатку с маршрутами всех "поездов для бедных" с полной информацией о том, где, во сколько, с какой платформы и на какую вам нужно перейти. Но вдруг вы потеряли распечатку или не позаботились ее взять?! Для такого случая существуют контролеры. Они как бы дублируют распечатку маршрута и ваш будильник. Они будят спящих перед пересадкой, говорят на какой путь им следовать, чтобы пересесть в новый поезд. Причем часто абсолютно пустой поезд уже ждет своих пассажиров из небогатых слоев общества. И нам показалось, что это такой воспитательный вариант. Как во времена фашизма - мы вас евреев убиваем, но ради вас же, потому что у вас нутро неправильное. Но "деспотизм сейчас не в моде, демократия в ходу", поэтому уничтожение сменяется воспитанием, а вернее открытием глаз: вот твое место. Мы заплатим за твою поездку, но ты попляшешь. Jedem das Seine.
Анархизм по-немецки
В Кельне мы жили как каучсерферы. Две квартиры по улице Рюдигерштрассе на 3 и 4 этажах, которые снимают пять молодых немцев. Шестая комната - гостевая (living room). Бардак во всех комнатах. Жена сказала, что это петербургская общага из ее юности. Ее знакомые питерские панки заценили бы.
Только вот наркотиков нет. Ребята серьезные, они делают политику. Кто сказал, что Берлин - центр политической жизни? В Германии кругом одни очаги политической борьбы. Германская молодежь горит одной общей целью - анархическое общество.
- Долой государство! Оно есть репрессивный аппарат. Маркс и Энгельс - одни из наших учителей. Советский Союз? Неверная реализация здравых идей.
- Позвольте, как же неверная? Все по пунктам Манифеста Коммунистической партии - отказ от частной собственности, национальности, религии, попытка отказаться от буржуазных форм искусства, и даже института семьи.
- Ваш социализм осуществлялся в рамках государства, а государство наш враг.
Ребята убеждены в правильности своих идей. Им не требуется диалог, взгляд со стороны. Они все знают лучше. И по-другому быть не может. Если у тебя нет твердых убеждений, тебе в политике делать нечего. Но мне было забавно наблюдать такие "вулканические" процессы в общественной жизни. Именно в общественной, а не политической. Потому что смешно (по крайней мере, на первый взгляд) - самая богатая страна в Европе, где все работает, где немцы наверху социальной лестницы, а турки внизу, вдруг будет ввергнута в анархию.
Абсурд ситуации получил ясное выражение в привычке немцев ложиться рано спать. Вы можете себе представить, что молодежь как по команде ложится в кровать в 22:00? И, представьте себе, наши анархисты вовсе не составляли исключения. Мы над ними посмеивались, мол, даже немецкий анархист на сходке с товарищами после выражения возмущения государственным прессом и горячих споров относительно тактики борьбы к 22 часам начинает зевать, посматривать на часы и ровно в 22 говорит, что анархизм откладывается на завтра, а сейчас пора спать. Наши немцы улыбались, пожимали плечами и шли спать. Выспавшись, утром они вновь становились анархистами.
Филипп Киркоров на Кельнском соборе
В один из дней нашего пребывания в Кельне мы с женой поднялись наверх Кельнского собора, то есть на 157 метров. Надо сказать, что за время путешествия я не раз с благодарностью вспоминал наши домашние спортивные тренировки. Перед такими предприятиями просто необходимо войти в хорошую физическую форму. Видимо, это знает и Филипп Киркоров. Хотите верьте, хотите нет, но уже почти на вершине башни я прочел очередную надпись на русском языке: "Такого-то числа здесь был Филя Киркоров" (точную формулировку не помню). Таким образом, стараниями преданных поклонников популярный артист эстрады забрался так близко к Богу.
Советы "пострадавших": автостоп
Я изначально планировал совершить наше с женой путешествие автостопом. Какие могли быть сомнения в достоинствах этого способа передвижения?! Из информации в Интернете ясно следовало, что автостоп в Европе популярен, что в среднем автостопщик проводит у дороги 20 минут, а остальное время уверенно движется, совершенно бесплатно, к месту назначения. Жена была осторожнее и думала сочетать виды транспорта. Но и она верила в автостоп и даже приобрела бубен для привлечения внимания водителей. Мол, вот мы какие интересные попутчики. В немецком городе Кельне наступил момент истины - мы решили тормозить попутку, чтобы добраться до Парижа.
Мы добрались до шоссе, уходящего от Кельна на Запад, и начали голосовать. Встали у дороги, с которой машины выскакивали на шоссе, потому что знали, что на шоссе голосовать если и разрешено, все равно никто не остановит в силу отсутствия условий - остановившаяся на хайвее машина тут же создает аварийную ситуацию. Так прошел час. Я успел по нескольку раз опробовать различные техники держания большого пальца (помните фильм "Это случилось однажды ночью" Капры?), не помогало. Остановились две машины, но им было не по пути. Мы подумали, что проблема в отсутствии надписи. Жена начертила на листке А4 маркером "Париж", и мы, воодушевленные, продолжили свои опыты.
Прошло еще два часа. Наши крылья заметно опустились. День клонился к вечеру, и мы неминуемо должны были провести ночь не в Париже. Но о проблеме ночевки мы старались не думать. Поимка машины постепенно становилась для нас уже делом принципа. Наконец, мы предположили, что не там голосуем. Альтернатива была одна - направить свои уже усталые стопы вперед вдоль шоссе до ближайшей автозаправки. Мы не прошли и ста метров, как увидели полицейскую машину. Нарушая все правила дорожного движения на автобане, она остановилась метрах в 50 впереди нас. Явно по нашу душу. Попали. Из машины вышли и направились к нам двое полицейских, набрасывая на ходу униформу.
"Verboten! Возвращайтесь назад". Иначе, мол, оштрафуем. Да ясное дело. Мы вообще к заправке шли, просто забыли снять листок с "Парижем", мы же не знали, что вы действуете быстрее, чем мы думаем. Но это мы про себя сказали, а им: "Запрещено? Нет проблем, не знали" и т.п. Делать нечего, возвращаемся.
Голосуем еще час-полтора на той же дороге. Уже умеряем аппетиты. Вместо "Парижа" готовы ехать в "Ахен". Но и в Ахен никто нас брать не хочет. Узнаем, что параллельно шоссе в город Карла Великого ведет другая дорога. Решаем идти по ней, одновременно присматривая место для палатки. Ничего подходящего, а уже 19 часов. В очередной раз оборачиваюсь на жену и вижу, что она разговаривает с водителем авто, которое выезжает на дорогу. Оказывается, что своим положением мы напомнили ему его сына, который недавно покинул отчий дом. Шпетиму (назовем его так, ибо я забыл его настоящее имя), по всем признакам не немцу, не надо ни в Париж, ни даже в Ахен. Он живет в одном из пригородов Кельна, только что закончил работу, направляется домой. Может нас подвести куда угодно, но в разумных пределах. Минут через 15, поняв, что мы и сами не знаем, куда нам надо, Шпетим предлагает нам ночевать у него. Мы, разумеется, соглашаемся. Дело за малым. Шпетим несколько раз извинившись на тот случай, если не получится, звонит жене, объясняет ситуацию и... получает добро.
На следующий день нам предстояло окончательно ответить на вопрос геополитической важности: возможен ли автостоп в Европе? В конце концов, это уже было делом чести. Шпетим подбросил нас до заправки. Я оставил жену у одного выезда, а сам оккупировал второй. Признаюсь, был настроен очень решительно, ибо понимал, что если не сейчас, то никогда. А это означало совершенно разные цифры в статье наших расходов на путешествие. У меня, как и накануне, дела не клеились. Сначала я просто голосовал, потом начал спрашивать водителей на самой заправке. Просил сначала Париж, потом опять снизил свои запросы до Ахена. Безрезультатно. А что тем временем жена? Позвольте! Что она делает около моего выезда?
- Ты как здесь оказалась, почему не голосуешь?
- Я одна не могу. Одна я выгляжу как проститутка.
- Глупости.
- Я одна не могу.
- Хорошо, давай здесь. Доставай свой бубен.
- А можно без бубна?
Это была настоящая комедия. Жена голосовала, стоя в полоборота, а то и спиной, к автомобилям и все прижималась ко мне.
- Наталья, ты почему прячешься за меня? Голосуй. Я рядом.
- Не могу.
- Почему?
- Именно потому, что ты рядом. Они думают, что ты мой сутенер.
Часам к 15 мы решили закончить наши мучения. Мы доказали на собственной шкуре, что автостоп в Европе если и возможен, то дело это по меньшей мере сомнительное. И наш опыт под Кельном не единственный факт, подтверждающий этот вывод. Во французском Бресте наш хост рассказывала, как она ждала других русских. Они добирались к ней... три недели, но так и не доехали. Смею утверждать, что автостоп в Европе если и возможен, то относится к очень медленному способу передвижения.
О "популярности" в Западной Европе автостопа можно судить по количеству стопщиков, встреченных нами за два месяца путешествия. Мы не видели ровным счетом ни одного такого смельчака.
Отели Парижа
Прибыв рано утром в Париж, мы забронировали по Интернету номер в самой дешевой гостинице сети "Формула 1". Гостиница находилась не в Париже, а в парижском пригороде Трап (Trappes). Но мы думали, что сэкономим деньги да еще и посмотрим находящийся недалеко от Трапа Версаль. Мы долго сражались с парижским метро и системой пригородного сообщения и добрались до места уже после 18 часов. Посчитав деньги, потраченные на проезд, и осознав, что Парижа мы не увидели, мы поняли, что совершили ошибку. К определению ситуации как нельзя лучше подходила пословица "Скупой платит дважды". Мы так и не попали в Версаль, потому что утром мы решили съезжать, а камеры хранения на станции "Версаль" не было. Таким образом, потеряв один день, даже чуть больше, мы решили переехать в Париж, в другой отель "Формула 1". Нам достался номер с видом на Эйфелеву башню. Впрочем, мы ее уже не раз видели из пригородных электричек и уже начали печально иронизировать: уже второй день в Париже, насмотрелись на Эйфелеву башню, можно уезжать. Иронизировали зря. Мы вскоре побывали на самой башне, и вообще Париж нам понравился.
Разница в цене за номер была 15 евро, в Трапе это было 32 евро, в Париже - 47. Но дорога на двоих стоила как раз 15 евро. Зато, живя в Париже, нам не нужно было терять время на дорогу. Думаю, наш опыт очень поучителен.
Парижское метро
Если на примере немецкого или американского туалета можно писать кандидатскую диссертацию, доказывая гипотезу о том, что в Германии и США самый высокий уровень цивилизации, то на примере парижского метро можно писать докторскую на тему: "Парижское метро - наглядная модель национального мышления французов".
Парижское метро - это сложный спрут веток и переходов. С огромным количеством табличек-указателей. Они находятся там, где надо и не надо. И ни один из них не расположен ровно, то есть так, как принято в остальном мире. Они скособочены, прикреплены наискосок. Стрелка вверх может означать все что угодно - и прямо, и вверх, и даже налево или направо. К такому можно относиться только философски, если хотите сохранить нервную систему. Названия станций на схеме одни, в вагоне метро другие, а на станциях третьи. Французы вообще большие оригиналы. Вагоны метро у них то ли старые, то ли до сих пор делаются на заводах специально в стиле ретро. Но только во французском метро двери открываются вручную. На станциях встречаются сидения, которые мягко назвать неудобными. Наконец, на выходе вас ждут не турникеты, а щиты и, чтобы вырваться наружу, вам нужно приналечь на них всем телом.
И все это удовольствие сопровождается ужасным запахом. Впрочем, как мы потом узнали, Париж вонюч не только под землей. Жена пошутила, мол, французы и изобрели духи по этой причине. Но запах смущает не всех - в парижском метро круглосуточно живут мыши. У нас есть доказательство. Один милый усатый представитель вида, получив от жены кусок хлеба, попозировал нам на камеру.
При всем неудобстве парижского метро надо признать, что одна его особенность нам понравилась сразу же. Оказалось, что, как и многие жители Москвы, многие жители Парижа проникали в подземку без билета. Отметив такую закономерность, мы стали проходить по одному билету. Кроме того, если к парижскому метро привыкнуть, можно оценить его достоинства и в плане удобства. Скажем, поскольку оно построено по принципу паутины, ветки оказываются прекрасно связанными друг с другом не только в центре (как в Москве) но и на окраинах. Большое количество станций пересадок делает передвижение по городу сверхудобным.
Притоки Сены
Еще с детства по романам Дюма мне известна река Сена. Мы с женой совершили по ней экскурсионную прогулку на теплоходе, но узнали немного - в основном, что ее пересекает огромное количество мостов, каждый со своей историей. Самое интересное о Сене мы узнали не во время экскурсии, а во время прогулок по суше. Оказывается, у Сены множество притоков. Это маленькие, дурно пахнущие ручейки, стекающие с углов чуть ли не каждого парижского дома, как правило, в темное время суток.
Позволю себе привести цитату. "Никому не позволено, кем бы он ни был, ни в какое время, раннее или позднее, мочиться или иначе грязнить мостовую, лестницы, коридоры или жилые помещения, но делать это следует в предназначенных для отправления таких нужд местах" (из брауншвейгского "Придворного уложения", 1589 год). Полвека спустя двор французского короля Людовика XIV вообще прослыл кульминацией придворных манер. Потом, с подъемом третьего сословия, эти манеры распространятся на массы. Но Париж начала XXI века выпадает из процесса цивилизации. Демократия бросает вызов цивилизации (civilite). А французы, как известно, те еще пропагандисты демократии. Именно в связи с Французской революцией Бёрк писал, что, если революция победит, французы станут варварской нацией.
Возможно, он преувеличил. Поищем другое объяснение. Один тунисец на Монмартре охотно поведал нам о том, что "есть в Париже деньги. Се ля Ви! А мусульман там есть тем паче". По его словам, более 50% населения Парижа составляют выходцы из Туниса, Алжира и Марокко. Мы и сами заметили, что их много, но чтобы более 50%?!.. Так что, когда я, поведясь на провокацию Высоцкого, плюнул с Эйфелевой башни, если и попал кому-нибудь на голову, то вероятность того, что это был беспечный парижанин-француз менее 50%.
И все же о том, каков процент воды в Сене мусульманский, нам судить трудно. В темноте все кошки серы.
Ферме!
Мы прибыли на вокзал Монпарнас, что в Париже, около половины первого ночи. На следующий день у нас был билет в Барселону с вокзала Аустерлиц. У нас был выбор, на каком вокзале переночевать. Конечно, мы могли остановиться в отеле, но забронировать место у нас не было возможности, а мыкаться слепо по дорогим отелям да еще с тяжелым багажом нам показалось неразумным. Переночевать в зале ожидания звучало не так плохо. Возможно, там даже удастся прилечь. Это же цивилизованная Франция, здесь все должно быть "для людей".
Вот именно что Франция, оригинальная Франция. Мы подошли к залу ожидания как раз в момент его закрытия. "Ферме" ("Закрыто"), запомнили мы тогда это слово. У нас оставались считанные минуты до того, как метро будет тоже ферме. Если даже на вокзале Аустерлиц зал ожидания тоже ферме, что вряд ли, то уж во всяком случае там найдутся автоматические камеры хранения. А мы погуляем по ночному Парижу, выспаться успеем и в России. На станции, которая весьма кстати, как на схеме метро, так и в самом метро называлась одинаково (что для парижского метро не всегда правило) - "Вокзал Аустерлиц", мы едва выбрались на свет божий. Мы уверенно шли к выходу, следуя указателям sortie ("выход"), расположенным непривычно понятно, как встретили странную разношерстную группу людей, ведомую типом бомжеватого вида, который словно мессия повторял, что он знает, где выход, что нужно только следовать за ним. Надо было быть немного сумасшедшим, чтобы сразу поверить ему. Мы продолжили свой путь. Пройдя еще минуты три по туннелям, мы уткнулись в пластиковый щит - выход был закрыт. Мы уныло потащились в сторону, где скрылась компания счастливчиков, у которых был проводник. В конце концов мы нашли sortie.
Вид вокзала не внушал оптимизма. Площадь была пуста. Единственным ее населением были два человека, расположившиеся в спальниках прямо на земле. Сейчас я думаю, что, возможно, это были вовсе не бомжи. Тут мы заметили указатель "Камеры хранения". Но там было закрыто, на двери присутствовала табличка с часами работы - открыто с 5:30, ферме - с 00:30. Мы попробовали войти в вокзал. Двери были ферме, внутри никаких признаков жизни. Наше положение все больше напоминало ночной кошмар. Вдруг я заметил человека, зашедшего в дверь, над которой значилось "Полиция". Я решил уточнить наверняка, есть ли у нас какой-то шанс провести ночь на вокзале. Каково же было мое удивление, когда я, не успев войти, услышал до боли знакомое оглушающее: "Ферме!".
Visa Electron
Перед поездкой в Европу у меня почти не было потребности в банковских картах. Свою первую пластиковую карту я оформил только в 2007 году, это была дебетная карта Visa Electron. Мы с женой переводили на нее деньги с расчетного счета и снимали в автомате банка, пару раз расплачиваясь картой в магазине ИКЕА, когда закупали мебель. С нашими картами мы ничтоже сумняшеся выехали в Европу.
В результате, чтобы купить билеты из Парижа до Бреста за 30 евро, а не 70 за штуку, мне пришлось искать в Париже каучсерфера, готового оплатить билеты своей кредиткой. Добрый человек нашелся, но нам нужно было подъехать к нему на работу и, разумеется, отблагодарить его за услугу.
А потом и в самом Бресте нам пришлось упрашивать нашего хоста проделать то же самое. Причем оплаты по карте оказалось недостаточно. Хосту пришлось подъезжать непосредственно на вокзал и уже на кассе вводить пин-код своей кредитки.
Берите в поездку дебетные карты Visa Classic и Gold, Master Card или любую кредитную карту.
Соотечественники Пантагрюэля
Во французском Бресте довелось нам с женой остановиться у одной французской семьи. Все ее представители были низкого роста, в том числе и ее глава, Ален, а мать семейства, Кристина, выглядела немного неуклюжей из-за болезни суставов. Они явно не относились к тем, кто прогибает мир под себя. Они были милыми, с оттенком некоторой малозначимости и при этом совершенной безобидности.
Вечером мы были приглашены к столу. Еду, которую накупила в супермаркете жена, положили в холодильник, потому что ужин и блюдо были спланированы заранее. А нарушить планы для западного человека трудно. Кристина и Ален (если у вас нет навыка произнесения французских слов, не пытайтесь выговорить это знакомое нам с детства имя правильно, у меня получалось что-то вроде "Ала") решили угостить нас национальным блюдом Бретани... блинами. Да-да, точно такими же, как у нас. По-английски Кристина (Ала не говорил по-английски) называла их pancakes, то есть "аладьи". Но это не аладьи, а самые что ни на есть настоящие блины, которых лично я уплетаю не менее 10 штук за раз со сгущенкой. И уж, поверьте мне, я не отношусь ни к обжорам, ни к толстякам. Но оказалось, что некоторые соотечественники Пантагрюэля куда менее склонны следовать примеру своего знаменитого предка, чем я. Нам было выдано по... одному блину. Правда, мы сами выбирали начинку. Как я был рад, что догадался попросить ветчины, иначе от голода просто не смог бы заснуть.
Хостелы
Приехав в Рим, мы нашли по Интернету места в одном их хостелов на площади Данте. Данте, конечно, светоч мировой поэзии, но в тот день в Риме на площади Данте выключили свет. Ну, или по крайней мере в некоторых домах на площади Данте и, к нашему несчастью, в число домов-неудачников попал и наш хостел с таким заманчивым номером на двоих. В хостел никого не селили, и ресепшеонист лишь согласилась подержать наши вещи, но не больше часа. Уже темнело, и у нас был всего час на поиск любого жилья. Любого, потому что респшеонист утверждала, что мы вряд ли найдем хостел. Все переполнено. Она едва расселила свой хостел, обзвонив все хостелы Рима.
Моя жена, быстро работающая с Интернетом, сумела из интернет-кафе найти другой хостел с каким-то не впечатляющим названием, но тоже в центре, совсем недалеко, на улице Наполеона III. Надо сказать, это был весьма оригинальный хостел. Владел им итальянец, типичный сухой и скрытный итальяшка-бизнесмен. А вот наемные рабочие - ресепшеонисты и проч. - были сплошь болгарами. Я не знаю, как выглядит среднестатистический болгарин, но они больше напоминали итальянских мафиози из фильмов Дамиано Дамиани, чем наших собратьев по вере. Работа хостела была построена оригинально. На бумаге они якобы приветствовали трэвел чеки, кредитки, но на деле предпочитали кэш (наличные). С моей кредиткой имела место настоящая "операция Януарий". В результате мы оказались в комнате на восемь человек с подозрением, что простыни на кроватях перешли нам прямо от предыдущих бедолаг-гостей.
В этом заведении я понял, что есть уборка, а есть чистоплотность. Болгары старались поддерживать чистоту. Мы постоянно наблюдали усилия в этом направлении. Но усилий мало. Чистоплотность должна быть врожденной. Если ее нет в крови, значит, в быту чистоты не будет. Мы решили лечь на одной кровати, потому что видели, что вторые простыни (пододеяльники) один из болгар принес откуда-то, то есть была надежда, что они были стиранными. Мы хотели спросить, что думает по поводу стерильности простыней наша длинноногая соседка из Молдавии, но она очень походила на проститутку, и мы засомневались в объективности ее суждения. Наше чувство брезгливости получило еще большие основания, когда жена увидела клопа.
Я уверен, что бывают хостелы и хуже, поэтому, если вы выбираете такой вариант ночлега, психологически всегда будьте готовы к таким условиям.
Дорожные чеки American express
Перед поездкой в Европу я спрашивал на форумах совета, брать с собой часть денег в дорожных чеках или нет. Бывалые путешественники говорили, что не стоит. Но объяснений я от них не добился. На основе скудной информации я сделал вывод, что проблема в том, что их нигде не принимают в качестве оплаты, а меняют на деньги в банках. В итоге мы с женой решили взять в чеках небольшую сумму. Может, мы обойдемся и без них, а если протратимся, то что, в Европе банков мало, что ли?
Вы, наверное, уже догадались, что мы все же протратились. Возникла потребность в обмене чеков на наличные. Заметьте, это случилось в Риме, немаленьком, прямо скажем, городе. В аэропорту Кьямпино я случайно набрел на точку American express. Две девушки активно агитировали пассажиров хранить деньги в дорожных чеках. Я спросил, а возможно ли совершить обратную операцию. На что получил гениальный ответ:
- Попробуйте Spanish steps (это такое место в Риме). Там находится офис компании, и, скорее всего, там вам обменяют чеки на деньги.
- А в банках?
- Нет, в банках нет.
Информация ценнейшая. Но неприятно шокирующая. Я представил, что бы мы делали с дорожными чеками в маленьких городах. Но самым "забавным" было слово "попробуйте". Я переспросил, правда ли, что они сами точно не знают. Оказалось, что правда. Они не были абсолютно уверены. Но подсказка сработала. К счастью было не воскресенье, и мы смогли обратить чеки в наличные. С нас взяли 3% и еще какую-то сумму за операцию. Мы решили больше никогда не брать в Европу чеки. Чего вам тоже не советую.
Мы бандито, гангстерито...
На протяжении всего пребывания в Италии мы с женой постоянно ждали мошенничества или кражи. Сколько раз нам говорили, что большие города Испании и Италии славятся ворами. Причем о Неаполе так говорили нам сами итальянцы. Когда у нас на карточке закончились деньги, мы стали подозревать в краже наших денег работников одного из хостелов в Риме. На какое-то время они скрылись с моей картой. Кроме них на подозрении находился римский банкомат, который написал сначала, что карта не годится для международных операций, а потом выдал подлое - дневной лимит исчерпан. Наверное, он списал с нас 500 евро и был таков. В Италии даже автоматы мошенники. А сумка от камеры, это же вообще грабеж среди бела дня. Стоило нам покормить и поснимать рыбок в гавани Искьи, как ее свистнули преступные итальяшки. "Мы бандито, гангстерито… И поэтому плевандо на законо...", - пели мы в Италии.
Но оказалось, что в хостеле ничего не делали с картой. Наоборот, получилось, что мы им не заплатили за первую ночь, ибо на карточке к тому моменту не было денег. Автомат в Риме просто не знал, как сказать, что у нас на счету нет денег. Может, он и привык врать, но своровать у нас он ничего не мог, потому что на момент запроса наличных, как мы узнали позже, у нас на счету было всего 70 рублей. Что касается сумки от камеры, то никто ее и не думал красть. Мы просто забыли ее на территории отеля, и на следующий день на завтраке нам ее вернули.
В свою очередь мы продолжили обманывать итальянцев. Оказалось, что мы не оплатили отель на Искье. Разумеется, в том не наша вина - не перечислил деньги банк. Но, тем не менее, мы ухитрились выехать ранее, чем были перечислены деньги. Наконец, работник агентства, который оформлял нам билеты на рейсы из Рима в Познань и обратно, в последнем заказе сделал ошибку. Он оформил вместо одного два багажных места. Тем самым он заплатил со своей кредитки за билеты больше, чем взял с нас за свои услуги (багажное место стоит 15 евро, а ему мы отдали 10 евро).
Мы жалели бедолагу агента. Хороший человек, видно, что порядочный. Как он мог так ошибиться? Ни ему, ни нам это второе место не нужно. Но, как это регулярно случалось во время нашего путешествия, Божественное провидение проявило себя и в этом случае.
Перед тем как сесть на вокзале Термини в экспресс, следующий до аэропорта Фиумичино, мы купили дыню. К слову сказать, совершенно безвкусную. Но ради того, чтобы ее порезать, я достал швейцарский нож, а после положил его в карман. Те, кто летает самолетами, уже догадался, к чему я веду. Разумеется, я сдал багаж без ножа. А в салон с ним меня бы не пропустили. Я спохватился сразу, но было поздно. Багаж мой уже скрылся по бегущей дорожке из виду. Сначала я уговаривал женщину на регистрации сделать что-нибудь. Потом я ждал кого-нибудь сдающего багаж, чтобы уговорить его положить туда мой нож. Но тщетно. Мы были последними, регистрация заканчивалась. "You can throw it away", - сказал человек в униформе, стоявший у места регистрации. Я совсем было сник. И тут меня осенило. "Эврика!" - закричал я и как безумный ринулся к сумке с продуктами. Я бросил туда нож и зарегистрировал сумку на второе багажное место. Поляки в познаньском аэропорту гыкали и смеялись, указывая на маленькую сумочку появившуюся на эскалаторе. Пусть их. Швейцарский нож остался с нами.
Но бандито и гангстерито в итоге оказались мы. Бедные итальянцы!
Дмитрий Захаров
Присланные на конкурс "Первооткрыватели" материалы публикуются в авторской редакции (as is). "РИАН.Туризм" не несет ответственности за возможные ошибки в тексте.