МОСКВА, 20 ноя - РИА Новости. Майя Плисецкая - выдающаяся балерина современности, для которой писали партии писали Морис Бежар, Ролан Пети и Юрий Григорович, отмечает в субботу 85-летний юбилей.
Имя Плисецкой знают во всем мире, ее выступлениям рукоплескала публика разных стран и континентов. Среди ее почитателей этой талантливой, умной и красивой женщины - крупнейшие художники, балетмейстеры, композиторы, ученые, литераторы, политические и общественные деятели. Майя Михайловна восхитительна не только на сцене, но и в жизни - полна энергии, достоинства, интереса и внимания ко всему, что ее окружает.
Ей подвластно все
Знатоки балета долгие годы сходились в одном: Плисецкой подвластно все.
Выдающийся танцовщик, а ныне хореограф и педагог Михаил Лавровский сравнил ее с величайшим творцом.
"Знаете, это как художники: один - превосходный колорист, другой - рисовальщик, третий хорошо передает перспективу, а потом появляется Леонардо да Винчи и объединяет в себе все. Такова и Плисецкая, в ней есть все: и природный талант, и высокая техника, и прекрасные пропорции фигуры, и актерские способности", - объяснил РИА Новости Лавровский.
Он уверен, что Плисецкая - блистательная балерина, "явление редчайшее".
Та самая точка отсчета
Майя Плисецкая отдала балету всю свою жизнь - Московское хореографическое училище она окончила еще в 1948 году.
В ее репертуаре были и классики, и современники: "Умирающий лебедь", "Лебединое озеро", "Дон Кихот", "Спартак", "Бахчисарайский фонтан", "Раймонда", "Чайка", "Анна Каренина", "Кармен-сюита" и многое другое. Но решающую роль, как признает сама Майя Михайловна, сыграл для нее балет "Лебединое озеро", который с 1947 по 1977 год ей довелось танцевать более 800 раз.
"Я считала и считаю поныне, что "Лебединое" - пробный камень для любой балерины. В этом балете ни за что не спрячешься, ничего не утаишь. Все на ладони: два образа, черный и белый, вся палитра красок и технических испытаний, искусство перевоплощения, драматизм финала. Балет требует выкладки всех душевных и физических сил. Вполноги "Лебединое" не станцуешь. Каждый раз после этого балета я чувствовала себя опустошенной, вывернутой наизнанку" - пишет Плисецкая в своей автобиографии "Я, Майя Плисецкая..."
У нее было много прекрасных партнеров, но больше всего она танцевала "Лебединое" с Николаем Фадеечевым, который, по ее собственным словам, был "невозмутим и аристократичен", и его уравновешенность действовала на нее положительно.
"Плисецкая была прекрасна во всем, - рассказал РИА Новости народный артист СССР Николай Фадеечев. - Великолепные формы, природная энергия, огромный прыжок, великолепная музыкальность - все это в ней было и впечатляло. Она масштабно, ярко выражала свои образы на сцене. Для меня Майя Михайловна была идеальной партнершей".
Творчество Плисецкой намного опережало время - все ее танцы и сегодня, по признанию критиков и исполнителей, смотрятся абсолютно современно.
Известный танцовщик, руководитель "Русского классического балета", народный артист РФ Вячеслав Гордеев вспоминает, как еще молодым начинающим танцовщиком он бегал смотреть балеты с участием Плисецкой.
"И каждый раз было открытие, что-то новое в ее исполнении. Каждое ее выступление - это впечатление на всю жизнь. Она задала высочайшую планку, и для балетных ее творчество - та самая точка отсчета. Тому, как прожила свою жизнь в балете Плисецкая, можно только восторгаться, преклоняться перед этой уникальной балериной", - признался Гордеев РИА Новости.
Пример того, как нужно жить
Его словам вторит народный артист РФ, глава фонда "Русские сезоны ХХI века" Андрис Лиепа, который, как он подтвердил РИА Новости, всю жизнь "поклоняется Божеству - Майе Плисецкой".
"Я благодарен судьбе за счастливую возможность видеть Майю Михайловну на сцене и просто общаться с ней. Даже небольшая беседа с этим интереснейшим человеком дает стимул жить, творить, заряжает энергией", - сказал он.
По ее словам, подобного рода таланты появляются раз в столетие. Вдобавок, танец Плисецкой отличался невероятной авангардностью.
"Это поражает даже молодых исполнителей. Плисецкая - единственная балерина, которой посвятили свои творения все крупнейшие хореографы ХХ века - Якобсон, Ролан Пети, Бежар, Григорович. Майя Михайловна обладает особым редким даром достойно держать себя. Она никогда никому не подражала, ни перед кем не прогибалась. Ее жизнь вообще и жизнь в искусстве - пример того, как нужно жить".
Если на сцене Плисецкая - королева, блистательно воплотившая самые разные образы, то в личной жизни она - само постоянство.
Ее брак с выдающимся композитором Родионом Щедриным длится уже полвека. Они поженились в 1958 году. И, как отмечает Лиепа, второй такой творческой пары в мире нет.
"Они полны энтузиазма, интереса к жизни, и это не может не вызывать восхищение", - заключил он.