Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Майя Михайловна Плисецкая. Биографическая справка

20 ноября исполняется 85 лет выдающейся российской балерине Майе Плисецкой.

20 ноября исполняется 85 лет выдающейся российской балерине Майе Плисецкой.

Выдающаяся танцовщица  второй половины XX века, вошедшая в историю балета феноменальным творческим долголетием,  прима-балерина, народная артистка СССР Майя Михайловна Плисецкая родилась 20 ноября 1925 г. в Москве.

В 1932-1934 гг. вместе с родителями жила на архипелаге Шпицберген в Северном Ледовитом океане, где ее отец работал начальником советских угольных рудников. В 1937 г. он был репрессирован и расстрелян. Мать – Мессерер-Плисецкая Рахиль Михайловна, актриса немого кино, была арестована через год после мужа и отправлена в Бутырскую тюрьму вместе с младшим сыном. Затем была выслана в Казахстан, в Чимкент; в Москву вернуться ей удалось лишь в 1941 г., за два месяца до начала войны. Майю и ее другого брата забрали к себе тетя и дядя, Суламифь и Асаф Мессерер, видные танцовщики Большого театра.

В 11 лет Майя танцевала вариацию феи Крошек в балете "Спящая красавица". В июне 1934 г. она поступила в Московское хореографическое училище,  которое окончила в 1943 г. В первом классе Майя училась у Евгении Долинской,  потом  шесть лет, до седьмого класса, училась в классе Елизаветы Гердт. В школьном концерте шестых и седьмых классов 14-летняя Плисецкая поразила всех высоким, сильным прыжком во время исполнения ведущей партии в Гран па из "Пахиты". Окончила школу Плисецкая в классе педагога Марии Леонтьевой, но лучшим своим педагогом Майя Михайловна считает Агриппину Яковлевну Ваганову, с которой встретилась уже в Большом театре, куда ее приняли 1 апреля 1943 г., после окончания училища. С Вагановой она готовила  партию Маши в балете Чайковского "Щелкунчик".

В Большом Плисецкую зачислили  в составе кордебалета, однако вскоре ей стали давать интересный для нее репертуар.  В 1945 г. Плисецкая стала первой исполнительницей партии феи Осени в "Золушке" Сергея Прокофьева. Позднее в ее репертуаре появились другие ведущие партии. В 1947 г. она впервые танцевала Одетту и Одилию в "Лебедином озере" Петра Чайковского, в 1948 г. исполнила роль Заремы в "Бахчисарайском фонтане".  Она участвовала и в постановках балетов "Раймонда" Александра Глазунова, "Жизель" Адольфа Шарля Адана, "Спящая красавица" Чайковского, "Дон Кихот" Людвига Минкуса, "Конек‑Горбунок" Родиона Щедрина, а также в трех осуществленных на сцене Большого театра постановках балета "Спартак" Арама Хачатуряна (в 1958 и в 1971 годах Плисецкая исполняла партию Эгины, в 1962 г. - Фригии).

В 1960-е гг., после ухода со сцены Галины Улановой, Плисецкая официально считалась первой балериной Большого театра. Однако, не желая останавливаться на достигнутом, она хотела танцевать не только классику, но и нечто более современное.

20 апреля 1967 г. на сцене Большого театра была впервые показана "Кармен-сюита" Бизе - Щедрина, поставленная знаменитым кубинским балетмейстером Альберто Алонсо специально для Плисецкой. Ее  Кармен стала одной из главных ролей балерины в репертуаре Большого театра и навсегда вошла в историю мировой хореографии. Балет был экранизирован в кино (кинофильм "Балерина", 1969) и на телевидении (1978).

В 1972 г. в Большом театре состоялась премьера балета Щедрина "Анна Каренина", где Плисецкая не только исполнила роль главной героини, но и впервые попробовала себя в качестве хореографа. В 1980 г. Плисецкая как хореограф поставила на сцене Большого театра балет Щедрина "Чайка".

В 1983 г. Плисецкая получила предложение стать художественным руководителем балета Римской оперы. За те полтора года, пока она занимала этот пост, Плисецкая показала на сцене Римской оперы свою "Айседору", организовала возобновление "Федры" и нескольких других балетов. В 1984 г. в Оперном театре в Термах Каракаллы (Рим) она осуществила постановку "Раймонды" для открытой сцены.

В 1987-1990 гг. Плисецкая преимущественно работала в Испании, возглавляя мадридскую балетную труппу "Театро лирико насиональ", для которой возобновила балет "Тщетная предосторожность" Петера Гертеля (балетмейстер - Александр Горский) и ввела в репертуар "Кармен-сюиту". Плисецкая начала тесно сотрудничать с оперной певицей Монсеррат Кабалье, по инициативе которой приняла участие в постановке оперы-балета Джакомо Пуччини "Вилиса", показанной на фестивале искусств в Переладе.

В прессе упоминался еще один их совместный проект: Кабалье спела "Умирающего лебедя", а Плисецкая - впервые под запись человеческого голоса - исполнила эту танцевальную миниатюру. В 1988 г. Плисецкая выступала в заглавной партии поставленного специально для нее художественным руководителем труппы фламенко Хосе Гранеро балете "Мария Стюарт" Эмилио де Диего.

Последний свой спектакль в Большом театре - "Даму с собачкой" - Плисецкая танцевала 4 января 1990 г. Разногласия с театральным руководством, в том числе с главным балетмейстером, художественным руководителем балета Юрием Григоровичем привели к тому, что она ушла из Большого театра.

В 1990-е гг. Плисецкая продолжила сотрудничество с выдающимися хореографами мира, в частности с "Марсельским балетом" Ролана Пети и "Балетом XX века" Мориса Бежара. В 1992 г. в театре "Эспас Пьер Карден" состоялась премьера балета "Безумная из Шайо" на музыку Щедрина, где Плисецкая исполнила главную партию.

В августе 1994 г. в Санкт-Петербурге на сцене Александринского театра состоялся Первый  Международный балетный конкурс "Майя", где Майя Плисецкая была председателем жюри и сама формировала его состав.

В 1995 г. Плисецкая была избрана почетным президентом труппы "Имперский Русский Балет", созданной по ее инициативе.

29 ноября 1995 г. на сцене Большого театра в Москве состоялся юбилейный концерт Майи Плисецкой, в ходе которого великая балерина продемонстрировала удивительное творческое долголетие.

Плисецкая много снималась в кино и на телевидении. Ее можно увидеть в кинофильме-концерте "Мастера русского балета" (1953), кинофильмах‑балетах "Лебединое озеро" (1957), "Сказка о Коньке‑Горбунке" (1961), "Анна Каренина" (1975), в кинофильме‑опере "Хованщина" (1959), в кино - и телеэкранизациях "Кармен" (1978), в 1969 г. вышел кинофильм "Балерина", а также телеэкранизациях балетов "Болеро" и "Айседора" ("Поэзия танца", 1977), "Чайка" (1982), "Дама с собачкой" (1986).

Снималась она не только как балерина, но и как драматическая актриса: "Анна Каренина" Александра Зархи (1968, роль княгини Бетси Тверской), "Чайковский" Игоря Таланкина (1970, роль певицы Дезире), телевизионный фильм "Фантазия" Анатолия Эфроса по повести Ивана Тургенева, "Вешние воды" (1976, роль Полозовой), "Зодиак" Ионаса Вайткуса (1985, роль музы художника Микалоюса Чюрлениса).

О Плисецкой сняты многочисленные документальные кино- и телефильмы, в том числе "Майя Плисецкая" Василия Катаняна (1964, новая ред. 1981), "Майя Плисецкая. Знакомая и незнакомая" Бориса Галантера (1987), "Майя" Сакагуши (2000, для японского телевидения), "Майя Плисецкая" Доминика Делюша (2000, для французского телевидения), "Майя Плисецкая assoluta" Элизабет Капнист (2002, для французского телевидения).

Творчеству Плисецкой посвящены книга "Майя Плисецкая" Натальи Рославлевой, многочисленные фотоальбомы с тем же названием. В 1994 г. московское издательство "Новости" выпустило в свет книгу балерины "Я, Майя Плисецкая…", которая  выдержала несколько изданий в России и была переведена на 11 языков.

В 2005 г. Плисецкая представила читателям свой альбом фотографий "Аве, Майя", в котором запечатлены лучшие моменты жизни и творчества выдающейся балерины, в 2007 году ‑ свою новую автобиографическую книгу - "Тринадцать лет спустя".

Майя Михайловна Плисецкая  имеет множество наград различных государств. Ей присвоены звания народной артистки СССР (1959), Героя Социалистического труда (1985). Она является кавалером трех орденов Ленина (1967, 1976, 1985), орденов "За заслуги перед Отечеством" III (1995) и II (2000) и I степени (2005), орденов Франции "За заслуги в литературе и искусстве" (1984, Командор, награду принимала летом 1985 года вместе с музыкантом Святославом Рихтером) и Почетного легиона (1986).

В июле 1991 г. король Испании Хуан-Карлос вручил Майе Плисецкой высший орден Испании  - "Орден Изабеллы Католической" и пожаловал ей дворянское звание. В Испании она удостоена Золотой медали искусств (1991) и Премии Принца Астурийского (2005).

Российская балерина также удостоена звания "Почетного гражданина Испании". Среди многочисленных наград балерины - Международная премия, ежегодно присуждаемая мэром Парижа самой элегантной женщине года - "Превосходная-1986", премия "Национальная гордость России" (2003), Большой крест Командора ордена "За заслуги перед Литвой" (2003), медаль за заслуги перед Вильнюсом - медаль имени княгини Барборы Радвилайте (Barbora Radvilaite) (2005) и другие.

В 2006 г. Майе Плисецкой была вручена премия императорского двора Японии за выдающийся вклад в развитие балетного искусства.

Плисецкая - доктор Сорбонны (1985) и почетный профессор Московского государственного университета (1993).

В 1994 г. Институт теоретической астрономии присвоил имя Плисецкой малой планете № 4626.

Плисецкая замужем за композитором Родионом Щедриным с октября 1958 г. В октябре 2008 г. супруги отметили 50-летие совместной жизни. В 1991 г. Плисецкая и Щедрин перебрались в Германию, в Мюнхен. Впоследствии в прессе писали, что они "живут на три дома - большей частью в Мюнхене, в Москве и на своей даче в Литве" (литовское гражданство супруги получили в 1993 г.). 

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Рекомендуем
Певица Верка Сердючка (Андрей Данилко)
Данилко рассказал, как жюри Евровидения "отомстило" Украине за Россию
Завтрак
Самый важный прием пищи. В какое время надо есть, чтобы похудеть
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала