Рейтинг@Mail.ru
Кризис вокруг "Капитал Тура" далек от разрешения - РИА Новости, 31.07.2013
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Кризис вокруг "Капитал Тура" далек от разрешения

© РИА Новости / Александр Вильф | Перейти в медиабанкКомпания "Капитал Тур" объявила о временной невозможности исполнения своих обязательств
Компания Капитал Тур объявила о временной невозможности исполнения своих обязательств
Читать ria.ru в
Кризис вокруг туроператора "Капитал Тур", сотни туристов которого оказались заложниками ситуации из-за проблем компании с кредиторами, в пятницу не разрешился. Туроператор не возобновил продажи, как собирался еще в четверг.

МОСКВА, 19 ноя - РИА Новости. Кризис вокруг "Капитал Тура", сотни туристов которой оказались заложниками ситуации из-за проблем туркомпании с кредиторами, в пятницу не разрешился. Туроператор не возобновил продажи, как собирался еще в четверг. Еще несколько дней и, если финального соглашения банки-кредиторы и банки-инвесторы не достигнут, точка невозврата будет пройдена - компании, еще недавно являвшейся одним из лидеров российского турбизнеса, грозит финансовый крах.

На прошлой неделе из-за того, что "Капитал Тур" не вернул вовремя 45 миллионов рублей Московскому кредитному банку, счета компании в этой и других кредитных организациях были заблокированы. Общая задолженность туроператора перед банками в настоящее время составляет 44 миллиона долларов. В результате компания объявила о временной невозможности исполнять обязательства по всем турам с датой заезда после 17 ноября включительно.

Клиенты "Капитал Тура" сталкиваются с самыми разными проблемами: где-то туристов пытаются выселить из гостиницы, где-то, наоборот, пытаются задержать в гостинице сверх срока, чтобы дождаться оплаты из России.

Гендиректор туроператора Инна Бельтюкова в пятницу пообещала, что "Капитал Тур" возместит своим пострадавшим клиентам все издержки, включая моральные.

"Капитал Тур" потерял капитализацию

Гендиректор "Капитал Тура" готова компенсировать моральный вред клиентам

Мало кто верит в то, что "Капитал Тур" сможет пережить кризис. В частности, Александр Синигибский, генеральный представитель Tez Tour в интервью РИА Новости так прокомментировал ситуацию вокруг компании: "Коллапс с компанией "Капитал Тур" далек от завершения, как бы кому-то ни хотелось, чтобы вся эта история осталась в памяти лишь как некий технический дефолт. По-прежнему тысячи клиентов туроператора находятся в подвешенном состоянии, и нет никаких гарантий, что большинство из них отправится в отпуск". Он считает, что бренд, в который были вложены колоссальные средства, потерял всю свою привлекательность, "капитализацию", турагентства остались без товара.

"Я не думаю, что кто-то поддастся бесконечному обаянию Инны Бельтюковой, которая, как считалось, являлась одним из лучших мастеров маркетинга на рынке", - заявил Синигибский. Он считает, что причиной проблем туроператора стал демпинг в сочетании с безответственной финансовой политикой. "Когда-то надо сказать себе "стоп" и понять, что дешевых туров с высокой агентской комиссией не бывает, точнее, бывает, но недолго. Потом наступает крах", - таково мнение Синигибского.

Он не верит, что банки заинтересованы в партнерстве с "Капитал Туром". "Никакие миллионы ни от каких банков уже не помогут. Почему-то никто не задается вопросом, зачем банку или группе банков компания "Капитал Тур"? Думаете, банкам нравятся игры в пирамиды? Или кто-то верит, что после двух коллапсов не будет третьего? Или потенциальные инвесторы знают о каких-то необремененных долгами активах компании? Или потенциальные инвесторы задумались о "социальной ответственности бизнеса" и хотят спасти тысячи клиентов "Капитал Тура"? Это слишком красиво, чтобы быть правдой. Банки заботятся о своей репутации, именно о ней сейчас они думают", - делится секретами ведения турбизнеса генпредставитель Tez Tour.

Синигибский напоминает, что он уже два года назад предсказывал сегодняшние события. "Я предсказывал сегодняшние события давно, желающие могут найти мои слова о том, какая из "первоклассных и непотопляемых" туроператорских компаний после кризиса рухнет первой. Реально кому сейчас нужна помощь - это туристы, которые стали жертвами безответственной финансовой политики, очень хочется надеяться, что с ними все будет в порядке", - сказал он.

Еще более жестко высказалась пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина. В статье, опубликованной утром в пятницу на сайте РСТ, Тюрина так прокомментировала обнадеживающий пресс-релиз банка МФК, в котором сообщалось, что при выполнении определенных условий он готов вложить в "Капитал Тур" 15 миллионов долларов, получив при этом контрольный пакет. Доводы Тюриной просты: теперь руководству "Капитал Тура" придется отвечать перед своими инвесторами-кредиторами за каждый свой шаг, "спасительные" 15 миллионов долларов могут прийти лишь в начале декабря, тогда как деньги и в большом количестве очень нужны сейчас, ведь только известная часть долгов составляет около 44 миллионов долларов - и это только банки, а ведь есть еще авиакомпании, страховщики, отели и т.д. Нужно платить зарплату сотрудникам, аренду за офис и нести другие расходы.

Кроме того, возобновить туроператорскую деятельность, с точки зрения пресс-секретаря РСТ, в нынешнем состоянии "Капитал Тур" уже не сможет: аффилированная с Мастер-банком (одним из кредиторов туроператора) билетная компания Good.ru, через которую "Капитал Тур" покупал авиабилеты "Аэрофлота", свой договор с туроператором расторгла. "Good.ru активно распродает освободившиеся билеты - в розницу пассажирам и блоками - туроператорам. То есть 1,5 тысячи еженедельных мест на 18 направлениях "Капитал" потерял. Чем он их восполнит, на чем будет летать? Свободной перевозки на рынке сейчас не найдешь", - пишет Тюрина.

Финансовый кризис туроператора "Капитал Тур"

Она также отмечает, что после разразившегося скандала ни одна гостиница не поселит клиентов "Капитал Тура" без предварительной оплаты. "А если отели деньги получат, то непременно скажут: это в счет долга, а теперь платите за новых туристов. Кроме того, большинство отелей давно аннулировали неоплаченные брони, причем не только на ближайшие даты, но и на Новый год, и на каникулы. Сообщения об этом каждый день приходят из разных стран. Где "Капитал Тур" возьмет места для размещения туристов?" - задает риторический по самому своему факту вопрос пресс-секретарь РСТ.

Самое главное, резюмирует Тюрина, доверие к туроператору утрачено, поэтому рассчитывать на активные продажи и, соответственно, пополнение оборотных средств не приходится.

Пресс-конференция Инны Бельтюковой: наконец-то!

В пятницу наконец-то состоялась неоднократно переносимая из-за постоянно меняющейся ситуации вокруг туроператора пресс-конференция генерального директора "Капитал Тур" Инны Бельтюковой. На вопросы журналистов также отвечал генеральный директор страховой компании "ИнноГарант" Виктор Калиновский и председатель Клуба защиты прав туристов, член рабочей группы Общественной палаты РФ по вопросам туризма Дмитрий Давыденко. Основной вывод, который смогли сделать журналисты, - дальнейшая судьба компании "Капитал Тур" должна решиться 22-23 ноября.

По словам Бельтюковой, если компания начнет выходить из кризиса, то инвесторы ее поддержат и "Капитал Тур" сможет отправить на отдых тех туристов, кто купил туры на предстоящие даты, в том числе и на новогодние праздники. Всего у туроператора продано до Нового года 8323 тура.

Она также заявила, что "Капитал Тур" возместит своим пострадавшим клиентам все издержки, включая моральные. Бельтюкова выразила готовность лично встретиться с каждым клиентом, обсудить ситуацию и возможность дальнейшего сотрудничества.

Виктор Калиновский уточнил, что выплата страховки станет возможна после того как, случай будет признан страховым, то есть из 8323 клиентов, которые уже приобрели путевки, далеко не все потребуют выплат. Он  напомнил, что в "Капитал Туре" и "ИнноГаранте" работают горячие линии, по которым люди могут обращаться с претензиями. До пятницы уже поступило более тысячи звонков, а в 250 случаях люди обратились лично в офис. Калиновский отметил, что на текущий момент компания получила всего 23 исковых заявления непосредственно в офис и восемь - в электронном виде.

Еще одной новостью стало то, что "Капитал Тур", который в свое время выступал в качестве одного из инициаторов создания профессиональной Ассоциации туроператоров (АТОР), принял решение ее покинуть. "Я не ожидала от некоторых коллег по бизнесу желания закопать живьем нашу компанию. Только так я могу оценить тот информационный шум, ту истерику, которая поднялась после того, как мы начали испытывать первые проблемы в начале осени. Я не понимаю причин, почему Ассоциация туроператоров России заняла позицию, фактически принуждающую нас закрыть бизнес. И потому мы собираемся выйти из АТОР, хотя когда-то я была одним из инициаторов создания этой Ассоциации", - заявила в пятницу после пресс-конференции корреспонденту РИА Новости Бельтюкова.

Надо отметить, что член рабочей группы Общественной палаты РФ по вопросам туризма Дмитрий Давыденко повторил обсуждаемую сейчас на разных уровнях идею создания специального финансового фонда "быстрого реагирования", средства которого могли бы пойти на срочное решение проблем, которые возникают у туристов за рубежом - будь то последствия извержения вулкана в Исландии или финансовый коллапс туроператора в Москве. Необходимость такого фонда реально чувствуется сегодня, так как для сотен туристов, находящихся в отелях от Таиланда до Доминиканы, финансовые проблемы "Капитал Тура" превратились в настоящий ад.

Отдых по-русски: когда платишь дважды

Своеобразный итог дня с точки зрения туристов подвел заместитель почетного консула РФ в Паттайе (Таиланд) Виктор Кривенцов. Отвечая на вопрос корреспондента РИА Новости, Кривенцов, заслуживший персональную благодарность от компании "Капитал Тур" за самоотверженные действия по спасению ни в чем не повинных туристов от разъяренных сотрудников некоторых тайских отелей, сообщил, что сегодня острота проблемы снизилась, хотя сама по себе она никуда не делась.

"Туристы смирились со своей судьбой, и, выполняя рекомендации МИД РФ, платят за свое проживание в отелях вторично, продолжают звонить на горячие линии как открытые при консульстве в Бангкоке, так и в "Капитал Туре" и Ростуризме в Москве. Интересуются, нет ли вдруг каких новостей. Правда, не на все линии можно дозвониться", - сказал он.

Дипломаты в Бангкоке также по мере сил пытаются помочь, взятые на себя обязательства выполняет авиакомпания "Аэрофлот". В настоящий момент всех заботит судьба субботнего рейса - все ли смогут улететь или кого-то, как это было в четверг, сотрудники службы безопасности некоторых отелей попытаются не выпустить, пока не придет оплата. Впрочем, отвечая на вопрос РИА Новости, директор одной из крупных туроператорских компаний отметил, что сложившаяся ситуация с "Капитал Туром" объективно выгодна нечистоплотным на руку отельерам, которые под шумок пытаются получить деньги вторично - уже из рук туристов.

По словам пресс-секретаря Ростуризма Олега Мосеева, в пятницу существенно - в три раза - снизилось количество звонков на горячую линию, открытую решением Минспорттуризма в среду. Постепенно нормализуется ситуация в отелях Египта и на Мальдивах.

Финансовые гарантии: новый виток дискуссии

Профессиональное сообщество туроператоров себя дискредитировало – эксперт

Происходящие с "Капитал Туром" события вновь оживили бурную дискуссию по поводу того, как защитить туристов от финансовых проблем туроператора. Напомним, что большинство крупных игроков рынка, объединенные в АТОР, лоббировали в свое время установление максимального размера фингарантий (100 миллионов рублей), а некоторые компании, в частности "Русский Экспресс", считали, что нормальный размер финансовой гарантии обязательств туроператора должен быть не менее 1 миллиарда рублей.

Заместитель министра спорта, туризма и молодежной политики Надежда Назина заявила в беседе с корреспондентом РИА Новости, что случившийся кризис с "Капитал Туром" позволит вновь и с "фактами в руках" заняться вопросами изменения туристического законодательства, которые, с одной стороны, усилят возможности регулирования отрасли, а с другой - увеличат финансовую ответственность крупных игроков рынка.

Наделить Ростуризм правом приостанавливать деятельность туроператора в случае серьезных финансовых проблем, которые могут повлечь за собой неисполнение обязательств перед клиентами, предложил первый заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству Владимир Головнев. "Необходимо законодательно закрепить усиление роли Ростуризма в процессе контроля положения игроков туристического рынка. Нужно создать правовые рычаги для приостановления деятельности участника рынка туристической отрасли в случае поступления информации о финансовых трудностях компании, сопряженных с риском невыполнения обязательств перед гражданами. Это позволит нам предотвращать наступление катастрофы, а не устранять ее последствия", - сказал парламентарий журналистам в пятницу.

По его словам, предположительно на будущей неделе на рассмотрение Госдумы будет внесен законопроект по изменениям в сфере регулирования туристической отрасли. Также планируется законодательно изменить роль страховых компаний, предоставляющих услуги по финансовым гарантиям.

"Необходимо наделить их обязательствами по осуществлению аудита и контроля за состоянием финансовой благонадежности туроператора и обязать в случае обнаружения серьезных финансовых затруднений своевременно оповещать об этом Ростуризм", - отметил он.

Вместе с тем Головлев не призвал однозначно к увеличению фингарантий для туроператоров. "Финансовая катастрофа, в которой оказался туроператор "Капитал Тур", показала, что необходимо дальнейшее совершенствование правового регулирования в сфере оказания туристических услуг. Последствия возникшей ситуации для туристов и рынка туристических услуг пока окончательно не ясны. Также рано давать оценки мерам по увеличению обязательных финансовых гарантий деятельности туроператоров до 100 миллионов рублей, принятых в прошлом году. На сегодняшний день ситуация с "Капитал Туром" - первая с момента вступления поправок по увеличению финансовых гарантий в силу, к которой применимо их действие", - напомнил он.

По его словам, ситуация с "Капитал Туром" показала, что финансовые трудности, повлекшие за собой приостановление оказания услуг, могут коснуться и очень крупных игроков рынка. "Это очень остро ставит вопрос не только о социальной ответственности бизнеса, но и о возрастающей роли государства по контролю за безопасностью для граждан приобретения подобного рода услуг", - заключил первый заместитель председателя комитета Госдумы.

Между тем президент Российского союза туриндустрии Сергей Шпилько настаивает на необходимости страховать каждую отдельную путевку в процентном отношении от ее стоимости по заранее согласованным базовым тарифам между страховщиком и туроператором. "Нужно создавать финансовый инструмент в виде фонда или в иной форме для оперативного решения проблем вывоза-ввоза туристов и их заселения, если решать вопрос надо сейчас, а до получения страховки еще далеко. Просто увеличением абсолютных сумм финансового обеспечения ответственности туроператоров по договору эту проблему можно смягчить, но не решить", - заявил он корреспонденту РИА Новости.

Оппонент Шпилько - первый вице-президент АТОР Владимир Канторович отметил, что ситуация, в которой на сегодняшний день оказался "Капитал Тур", показала необходимость в более тонких механизмах регулирования. "Необходимо пересмотреть роль страховых компаний. Она не должна ограничиваться простым предоставлением услуг по страховым выплатам в случае наступления форс-мажорных обстоятельств. Страховщики, как и туристические компании, должны нести ответственность за стабильность на рынке. Необходимо обязать их выполнять аудиторскую и контрольную функции и вовремя принимать меры в случае обнаружения финансовых затруднений туристической компании", - сказал он.

Канторович добавил, что, возможно, также необходимо создание подобия общего гарантийного фонда, на базе которого будут объединяться несколько страховых компаний, которые в случае необходимости смогут исполнить обязательства по финансовым гарантиям разорившегося туроператора.

Любопытно, что, отвечая на пресс-конференции на вопрос, какова должна быть - с высоты сегодняшнего дня - финансовая гарантия туроператора, Инна Бельтюкова отметила, что она считает, что необходимо страховать каждую отдельную путевку в процентном отношении от ее стоимости.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала