Рейтинг@Mail.ru
Кульбачевский: экопроблемы Москвы и области можно решить лишь сообща - РИА Новости, 18.11.2010
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Кульбачевский: экопроблемы Москвы и области можно решить лишь сообща

© Фото : предоставлено пресс-службой Департамента природопользования и охраны окружающей среды МосквыРуководитель Департамента природопользования и охраны окружающей среды Москвы Антон Кульбачевский
Руководитель Департамента природопользования и охраны окружающей среды Москвы Антон Кульбачевский
Читать ria.ru в
О способах улучшить экологическую обстановку в Москве, о вопросах строительства мусоросжигательных заводов и комплексной системе утилизации отходов, использовании гибридных автомобилей и "экологическом воспитании" москвичей, в интервью РИА Новости рассказал новый руководитель Департамента природопользования и охраны окружающей среды Москвы Антон Кульбачевский.

Проблема экологии для Москвы стала особенно актуальной в связи со сложной транспортной ситуацией, за решение которой взялся новый мэр Сергей Собянин. Воздух столицы, которая ежедневно стоит в "пробках", получает 90% загрязнений именно от автотранспорта. Кроме того, серьезной проблемой для мегаполиса остается  утилизация мусора, которого ежегодно образуется около 22 миллионов тонн, а также качество питьевой воды и сохранение лесов. О способах улучшить экологическую обстановку в городе, о вопросах строительства мусоросжигательных заводов и комплексной системе утилизации отходов, использовании гибридных автомобилей и "экологическом воспитании" москвичей, а также о том, как может помочь столице сотрудничество с Подмосковьем, в интервью корреспонденту РИА Новости рассказал новый руководитель Департамента природопользования и охраны окружающей среды Москвы Антон Кульбачевский.

- Антон Олегович, существуют ли проблемы с утилизацией отходов в Москве?

- Ежегодно в Москве образуется около 22 миллионов тонн отходов, в том числе крупногабаритных, твердо-бытовых (ТБО), промышленных отходов, отходов от строек и очистных сооружений. Из них на заводах сжигается порядка 773,5 тысячи тонн, причем основная доля приходится на ТБО. Большая часть мусора размещается и утилизируется на двух полигонах, находящихся в ведении города и принадлежащих ГУП "Экотехпром" - в Солнечногорском и Дмитровском районах Московской области. Однако эти объекты практически выработали свой ресурс и смогут выполнять работу в прежних объемах не более трех лет. Остальные отходы вывозятся на подмосковные полигоны, которых в настоящее время насчитывается 48. При этом в Московской области ежегодно вырабатывается около 17 миллионов тонн отходов, что вызвано большими темпами роста населения и строительства жилья. В связи с этим хочется отметить необходимость совместных усилий Москвы и Подмосковья в решении проблемы утилизации отходов.

- Будут ли в Москве строиться новые мусоросжигательные заводы?

- Напомню, что не так давно в столице планировалось строительство шести новых мусоросжигательных заводов, однако впоследствии это решение было отменено, в том числе из-за резкой критики со стороны общественных организаций и населения. На территории Москвы сейчас существует три мусоросжигательных завода. Я считаю, что проблему утилизации отходов нельзя решить только созданием новых мусоросжигательных заводов - необходимо развивать отрасль в целом. Нецелесообразно строить заводы на территории Москвы, целесообразно обсудить с Московской областью, у которой достаточно площадей, возможность создания комплексов, включающих объекты по сбору, сортировке, транспортировке, сжиганию отходов и полигоны.

- Сколько таких комплексов необходимо столице?

- Создание хотя бы шести таких комплексов закроет проблему Москвы и области. Если же говорить о территории столицы, то на ней следует развивать площади и мощности по сбору различных видов отходов, начиная с медицинских и заканчивая ТБО. Здесь появляются огромные возможности для развития малого бизнеса в сфере сбора и переработки вторсырья. Конечно, такие организации нужно стимулировать на уровне законодательства, например, через введение налоговых льгот.

Еще одна задача - рекультивация земель, где с нарушениями размещаются отходы, а такие территории есть как в Москве, так и в Подмосковье. Первое, что нужно сделать, - это закрыть незаконные свалки, остановить нелегальные схемы размещения и утилизации отходов. В настоящее время нам не хватает цивилизованной альтернативы таким свалкам, не хватает объектов, соответствующих современным экологическим требованиям. Сначала нужно создать нечто новое, а потом закрывать и рекультивировать существующие объекты. Возможно, в перспективе мы придем и к переработке уже накопленного мусора.

- Наносят ли мусоросжигательные заводы серьезный ущерб экологии?

- Приведу пример. На одном московском нефтеперерабатывающем заводе как-то произошел аварийный выброс, и это было зафиксировано системами экомониторинга. В итоге выяснилось, что этот выброс составлял всего лишь 10% от фона, созданного стоящим в пробке на МКАД автотранспортом. Ранее я работал в Росприроднадзоре, и ежегодно мы проверяли все мусоросжигательные заводы Москвы, грубых нарушений с их стороны не было выявлено. Не стоит забывать, что такие заводы являются и альтернативными источниками энергии, обеспечивающими энергоресурсами себя и способными давать питание близлежащим домам.

- Какие меры нужно принять Москве для улучшения состояния воздуха?

- Доля вредных выбросов в атмосферу от автотранспорта в Москве составляет 90%, от промышленных источников - всего 10%. Мэр Москвы Сергей Собянин не зря объявил войну "пробкам", ведь автомобиль, постоянно ездящий на первой скорости, потребляет больше топлива, а значит, производит и больше выбросов. Ситуацию можно улучшить, если автолюбители будут использовать качественное топливо, а столичные власти - ограничивать въезд на территорию города транспорта, не соответствующего определенным экологическим стандартам. Кроме того, значительно снизить нагрузку на атмосферный воздух может появление на столичных дорогах гибридных автомобилей. Сейчас их в основном производят Япония и США, но я был бы рад, если бы наш автопром выпускал такие автомобили.

Также следует создавать рабочие места в Московской области для сокращения количества приезжих, вводить гибкие рабочие графики, применять новые технологии по модернизации двигателей внутреннего сгорания на городском транспорте, в том числе автобусах. В настоящее время уже существуют разработки для дизельных моторов, которые в разы уменьшают выбросы.

Проблему загрязнения воздуха невозможно решить и без зеленых насаждений, поскольку они являются его основным фильтром. По статистике, в Москве на 12 миллионов жителей приходится около 12 миллионов деревьев, то есть по одному дереву на каждого москвича. Таким образом, когда мы теряем одно дерево, то можно образно сказать, что один из жителей столицы лишается легких. Поэтому для москвичей мы должны, помимо социальной инфраструктуры и развлекательных учреждений, создавать парки, скверы, места отдыха с зелеными насаждениями и лишь потом рассматривать возможность дальнейшего строительства жилья. Также одной из основных задач Москвы и области я вижу сохранение лесопаркового пояса столицы.

- Какие меры для этого необходимо предпринимать?

- Ранее существовала так называемая система спецлесхозов, когда все леса до ЦКАД находились в ведении правительства Москвы и финансировались за счет бюджета столицы. С введением нового Лесного кодекса данные территории были переданы Рослесхозу, его подразделению – Мослесхозу. Когда я работал в Росприроднадзоре, мы проверяли эти территории и выявляли массовые нарушения – самозахват территорий, незаконное выделение участков под вырубку деревьев и строительство. Трагические события прошедшего лета показали, что службы не были готовы и к возможным природным катаклизмам. Рослесхоз был передан в непосредственное подчинение Правительству Российской Федерации и в настоящее время реформируется. Проблем много, решать их надо совместно с Рослесхозом и Московской областью. Я считаю, что следует передать лесопарковый пояс в совместное ведение Москвы и Подмосковья, так как это "зеленые легкие" столицы, и запретить любые виды использования лесов, кроме рекреационных целей.

- Какие еще проблемы следует решать совместно с Московской областью?

- Это проблемы водопотребления, экологического мониторинга, проблема особо охраняемых природных территорий, в том числе Лосиного острова, который является национальным парком федерального значения, но находится на территории двух субъектов.

- Что нужно сделать для сохранения и развития парка?

- Необходимо определить границы Лосиного острова: они описаны в координатах, но четко не нанесены на картографический материал и не внесены в кадастр. Существует зонирование парка. Так, есть зоны, где запрещена любая деятельность для того, чтобы сохранить в первозданном виде животный и растительный мир парка. А территории, граничащие с зонами жилой застройки, должны нести культурно-оздоровительную, рекреационную, туристическую функции, и могут быть впоследствии взяты в аренду муниципальными образованиями Московской области - Мытищинским, Щелковским, Балашихинским районом и Королевом, а также Восточным и Северо-Восточным административными округами столицы. Но для этого необходимо, чтобы четко были оформлены границы земельных участков. Кроме того, пока Москва не может вкладывать средства в развитие парка, так как по новому Бюджетному кодексу субъекты не могут финансировать ООПТ федерального значения. Для решения проблем по Лосиному острову в настоящее время ведется активная совместная работа Минприроды России, других федеральных ведомств, а также имущественного и земельного комплексов Москвы и области.

- Существуют ли проблемы в сфере защиты от загрязнения водоохранных зон и источников питьевого водоснабжения?

- Известно, что Москва-река протекает как по территории столицы, так и по территории Подмосковья, которые оказывают одинаковое негативное влияние на ее состояние. Кроме того, Москва на 95% потребляет питьевую воду из поверхностных источников, расположенных в области, а область, в свою очередь, на 95% потребляет воду из подземных. В новом Водном кодексе появились послабления – было разрешено строить в водоохранных зонах, кроме того, сами водоохранные зоны были уменьшены, это коснулось и источников питьевого водоснабжения столицы – водохранилищ. Естественно, все это не лучшим образом сказывается на качестве питьевой воды, поступающей из них. Что касается подземных источников, то сейчас воду из первого водоносного горизонта в Подмосковье пить уже невозможно, и более-менее нормальную по качеству воду можно добыть из второго-третьего горизонтов - на глубине от 80 метров.

Если говорить о Москве, то она занимает колоссальную территорию, большая часть которой покрыта асфальтом, водосборных площадей нет, а выпадающие осадки содержат различные вредные вещества из-за загрязнения атмосферного воздуха. В результате загрязненные ливневые стоки попадают в Москва-реку.

В целях улучшения качества воды необходимо в первую очередь, уничтожить и перенести скотомогильники, фермы, птицефабрики, навозохранилища, которые зачастую размещены в непосредственной близости от водоохранных зон, ограничить строительство рядом с водохранилищами, а также контролировать на этих территориях соблюдение экологических требований. Кроме того, требуется строительство и модернизация очистных сооружений систем хозяйственно-бытовых стоков в населенных пунктах Московской области. Для улучшения качества воды в Москве-реке необходимо также оснащение всех водовыпусков ГУП "Мосводосток" очистными сооружениями.

- Можно ли как-то привлечь население к охране окружающей среды?

- Наше ведомство я вижу в роли миссионера, среди задач которого проведение разъяснительной, эколого-просветительской работы с горожанами. Если бы мы жили в сельской местности или в условиях малоэтажной застройки, то, например, без труда внедрили бы систему раздельного сбора мусора. Однако мы имеем дело с большими площадями и многоэтажной застройкой, поэтому решить здесь эту проблему гораздо сложнее. Сейчас рядовой гражданин может улучшить экологию только за счет собственной дисциплины, развития экологического сознания. Для того чтобы переломить сознание москвичей, необходимо проводить экологические акции, организовывать форумы, развивать систему экологического воспитания в детских садах, школах. Нельзя воспитать нормального, духовно развитого человека без общения с природой, без каких-либо знаний о ней.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала