Генеральный директор Информационного агентства "24.kg" Киргизской Республики Асель Оторбаева впервые участвует в работе Форума европейских и азиатских медиа, организуемого РИА Новости. Она уверена, что сегодняшняя динамичная аудитория требует изменения формата СМИ, чтобы новости подавались читателю или зрителю в оперативном режиме, на ходу.
- Какие, по-вашему, темы необходимо поднимать сегодня в рамках ФЕАМ?
- Защита журналистов, наверное. Нападение, и жестокое нападение на Олега Кашина, к сожалению, не единичный случай. В любой республике СНГ вам расскажут о подобных ЧП. В Киргизии только за последние два года были убиты несколько журналистов, число нападений на них также возросло.
Второй вопрос, который бы я предложила рассмотреть на форуме - качество журналистики. К сожалению, СМИ, выходящие в странах СНГ, катастрофически теряют элементарную грамотность. Для нас очевидно, что читатель крайне нуждается в качественной информационной продукции, но, с другой стороны, он довольствуется тем, что ему дают, - плохим, порой просто чудовищным языком, с массой ошибок.
- Как развитие современных технологий повлияют на развитие журналистики в целом и судьбу печатных СМИ?
- Положительно, я считаю. Мир живет сейчас в такой динамике, в такой скорости, что естественным образом сказывается и на потребности получения тех или иных новостей в оперативном режиме, так сказать, на ходу. Новости, которые мы читаем с мобильного телефона или закидываем на Твиттер, - это те скорости, которые и требует читатель.
Ну, в Киргизии печатным СМИ пока ничего не грозит. В одной из наиболее бедных стран СНГ говорить о массовом переходе в Интернет не приходится.
- Необходимо ли и насколько возможно развитие мультимедийной журналистики в вашей стране?
- Мы не можем жить вне окружающего нас мира. И рано или поздно мультимедийная журналистика вытеснит всю иную. За ней будущее. В нашей стране есть первые, и достаточно успешные, проекты. Но каждый из их руководителей сталкивается, в первую очередь, с проблемой кадров. Студенты некоторых местных факультетов журналистики, приходящие к нам на практику, поражают иногда своими "историческими" познаниями. Я еще училась по учебникам в советском вузе. Кто пишет сегодня такие учебные планы? Для меня загадка.
И о мультимедийной журналистике молодые журналисты знают ровно столько, насколько их собственное любопытство позволило получить из Интернета какой-то объем информации. При этом они весьма четко озвучивают желание связать свою карьеру именно с такой журналистикой. Очевидно, что вузам, в свою очередь, не хватает преподавательских кадров, способных обучать студентов в рамке новых требований современного СМИ-пространства.
Мультимедийная журналистика – это и техническая составляющая. Учиться этому необходимо. Учить некому. Крайне низкие зарплаты преподавателей вузов, естественно, не привлекают профессионалов, которые в любой из известных компаний или даже не выходя из дома получают несоизмеримо больше. Это тоже проблема, которая перед нами стоит.