Дощечка - буквальный перевод французского слова planchette (читается - планшет). Первое же значение слова "планшет" в словаре Ушакова (Толковый словарь русского языка (1935-1940 годы) под редакцией Д. Н. Ушакова) - "Металлическая пластинка для застежки корсета". Ну, это чтоб войти в тему.
Планшетного вида ноутбук я впервые встретил в руках Сергея Королева, тогдашнего директора тогдашней "Агамы"; было это чуть ли не пятнадцать лет назад. Ноутбук, помнится, был от почившей в бозе (слившейся с НР) Compaq, и его экран поворачивался на хитром шарнире так, что мог лечь сверху на клавиатуру, - получался чуть, может, толстоватый, но все равно - планшет. Другой планшет я вертел в руках, кажется, и еще раньше. Это был эппловский (sic!) Newton, почему-то до сих пор считающийся родоначальником разного рода КПК, но - по размерам и функциям - бывший типичным планшетом. Newton, правда, в народ не пошел, однако породил iPad, который с большой лихвой компенсировал непопулярность родителя. Скорее, впрочем, прадедушки.
Трансформируемые в планшеты ноутбуки (трансформеры) тем древним образцом от Compaq, разумеется, не ограничились и появлялись все эти годы то у того производителя, то у другого. Работали они под Windows XP Tablet PC Edition, прикосновений пальцами к экрану не понимали (не то чтобы у них не было поддержки мультитач – не понимали пальцев вообще, только стилус) и предметом вожделения публики отнюдь не были.
Помнится, один из таких, сравнительно недавний, 2005 года, от тоже ныне не существующей Fujitsu Siemens Computers (Lifebook T4010), я подробно протестировал и описал в "Огороде" "КПК для Кинг-Конга". Постепенно трансформеры обрастали датчиками положения для автоматического поворота картинки и чувствительными к пальцам экранами; ну а что касается беспроводных средств связи, - они появлялись в ноутбуках-планшетах по мере возникновения.
Я неоднократно присутствовал на разного рода презентациях, преимущественно заграничных и от серьезных компаний, где докладчики расхаживали по сцене с такими ноутбуками-трансформерами, не без труда (поскольку на весу) отыскивая на экране нужную виртуальную кнопку, чтобы подать на экран следующий пауэрпойнтовский слайд. Сказать по правде, мне этих докладчиков было по-человечески жалко. Они, конечно, демонстрировали торжество хайтека, но делать это им было крайне неудобно. Куда проще было бы держать перед собой на столике или трибунке обыкновенный клавиатурный ноутбук.
Так оно всё и шло: кому не надо, покупали себе обычные ноутбуки, кому надо (или кому казалось, что им надо) - ноутбуки-трансформеры, - пока на рынке не появился iPad и - по обыкновению Apple - его не взорвал. Каждый (почти каждый) крутой пацан считал совершенно необходимым его иметь, не дожидаясь даже начала официальных продаж в России, высокие чиновники демонстрировали его друг другу на своих заседаниях, на высокотехнологических пресс-конференциях он стал мелькать в руках если не каждого второго, то точно каждого третьего журналиста. Особенно - на мой взгляд - прикольно выглядели iPad’ы, снабженные толстыми кожаными чехлами, в которых они становились уж никак не тоньше и не легче любого нетбука и даже многих ноутбуков.
Мне на долговременное тестирование iPad не попался, но я достаточно поигрался с iPad’ами друзей и знакомых. Так что тактильное представление о нем имею. Разумеется, он, как и многие эппловские штучки, покоряет эстетическим совершенством: тонок (не слишком при этом легок, - вероятно, из-за сравнительно огромной батареи внутри), красив, футуристичен. Экран - хоть и TFT, что, на мой вкус (после рыночного появления AMOLED), недостаточно футуристично, - ясен и четок и, главное - как всё подобное у Apple, - удивительно чувствителен к прикосновению пальцев. Впрочем, последнее достоинство имеет и оборотную сторону: на достаточно крупной и теоретически удобной для набора текстов любой длины виртуальной клавиатуре iPad’а, реально напечатать длинный текст невозможно. Во всяком случае - без длительной специальной тренировки. Ибо руки надо постоянно держать от экрана на расстоянии, что, например, для меня, привыкшего к слепой печати на реальной клавиатуре, - невыполнимо. Вещица!
Все скопом поспешили догонять Apple, выпускать собственные планшеты. Однако уникальной красоты iPad’а им, пожалуй, не достичь и тем более - не перепрыгнуть; так что их успех может определиться только уровнем потребности покупателей в этого рода устройствах.
А вот эти потребности понять у меня никак не получается.
У нас в семье, состоящей из трех членов (меня, жены и собаки), - три компьютера. Большой - основной, самосборный. Средних размеров и характеристик ноутбук жены от Acer. И маленький, нетбук, Amilo mini, от Fujitsu. Еще, понятно, как минимум в качестве телефонов, есть пара карманных коммуникаторов: Desire у меня и Diamond - у жены. Оба - от HTC. И, похоже, они с головой и даже с некоторым избытком покрывают наши компьютерные потребности. На большом я обычно пишу с помощью специальной "горбатой" клавиатуры от Microsoft, редактирую картинки и видео, до сих пор предпочитая ЭЛТ-монитор. Нетбук беру с собою в отпуск. Большие тексты писать на его уменьшенной клавиатуре не так удобно, но вполне реально. Жена сидит в своей комнате и что-то там делает на своем Acer’е. Если мне вдруг лень вставать с дивана, а надо посмотреть почту или новости, немного посерфить в интернете, - я беру в руки Desire: его экран достаточно велик, чтобы не напрягаться, его софт более чем удобен, а недавно появившийся голосовой ввод ("Ворчалка" "Человеческий голос") позволяет отвечать на письма или SMS, почти не прикасаясь к клавиатуре. Кино - если дома - я предпочитаю смотреть на "плазме", музыку слушать - через многоканальный усилитель и полутораметровые колонки.
В связи с этим я задал себе вопрос: а нужен ли мне iPad? Зачем? Нет, конечно, он дает возможность получить некоторое художественное удовлетворение, это бесспорно. Коллекционное. Похвастать перед гостями. Но он не может заменить ни один из перечисленных моих компьютеров. Он не может быть вместо нетбука: его неудобно носить, страшно уронить или продавить экран; на нем невозможно печатать большие тексты, хранить много информации. Не может он заменить и коммуникатор, потому что слишком велик и во всех отношениях не приспособлен для телефонных разговоров. Значит - только вдобавок. Но чего я не могу сделать с моим "компьютерным парком", что могу с iPad’ом? Думал - не придумал.
Может, читать? Четко, на большом экране и с цветными картинками? PDF’ы без преобразования и ерзанья по экрану?
Это - да! Это и впрямь у iPad’а получается роскошно. Глаз не оторвать! Но PDF’ы я читаю крайне редко (в отличие от моего друга, хирурга, - над ним одним я потому и не издевался за модную покупку, что людям его профессии действительно удобнее всего видеть анатомические атласы на экране планшета), а из "книжек с картинками" давно вырос. Несмотря на потрясающую четкость книжного текста на iPad’е, никуда не уходит ни проблема рефреша, утомляющего глаза и мозг, ни невозможность читать под ярким солнцем. Скажем, на пляже, где я прочитываю больше, чем за весь остальной "непляжный" год. Не уходит и проблема "запаса электричества", хотя, надо признать, он у iPad’а рекордно велик. Тем не менее, держать iPad как единственную "читалку" - в свете вышеизложенного - совершенно неправильно. Да, у E-ink’а есть свои недостатки: некоторая вялость текста, хрупкость экрана. Но и достоинства - уникальны. Еще должен признаться, что все чаще читаю теперь со своего Desire с его AMOLED: годы, по счастью, не возымели отрицательного воздействия на мое зрение, а размеры экрана - вещь относительная, ибо сильно зависит от расстояния от него до глаз. Но Desire я легко и неопределенно долго держу на весу в одной руке - с iPad’ом это и близко бы не получилось.
Так или иначе, просто по любви к совершенству, я бы - подари мне его кто - вчуже iPad любил бы и старался время от времени найти ему хоть какое-нибудь применение.
Однако когда речь заходит о "клонах идеи", - им (во всяком случае, из того, что видел или о чем читал в подробностях) я не нашел ну ровно никакого оправдания.
В сущности, предметом нынешнего "Огорода" один из таких клонов и является: это Highscreen Hippo, изготовленный китайской компанией SIM Wireless (координат которой в Сети мне найти не удалось) по заказу Vobis и под ее маркой Highscreen. О двух других представителях семейства Highscreen я уже писал в "Огороде" "И возвращается ветер".
Hippo - судя по "Лингво" - это гиппопотам. Что имели в виду производители, на раз и не скажешь. Ибо если Highscreen Hippo позиционируется как планшет, то он, со своим пятидюймовым экраном, - скорее, пони. Если же счесть его за телефон-коммуникатор, - тогда да, он и впрямь велик и неповоротлив. 148x88x14 мм размеры и четверть с лишним килограмма веса.
Помнится, я как-то называл телефоны с экраном больше четырех дюймов (вроде HTC Desire HD) лопатами: из-за неудобства прикладывать их к уху; и последним терпимым размером - при тончайшем ободке и самом устройстве - счел эти четыре в Galaxy S ("Ворчалка" "Самдроид или Адросунг") максимальными. Пять, да еще с толстой рамкой, да еще и сам толстый - это, на мой вкус, чересчур, это как телефон уже годится только в самых крайних случаях. Да и носить его непонятно как и где, и доставать… То есть как телефон "Гиппопотам" плох.
Как навигатор? Ну, возможно. Там эти самые пять дюймов вроде бы если и не в самый раз - недурны ("Ворчалка" "Значение размера"). Но пятидюймовый навигатор можно купить сильно дешевле: за "Бегемотика" же просят 11,99 тысячи рублей.
Тогда?.. Тогда что - как планшет?
Недавно я прочел где-то в Сети мнение представителя какой-то заметной компании из Юго-Восточной Азии, производящей всякую электронику (увы, не помню, какой именно). Он предсказывал появление и популярность в следующем году как раз таких недопланшетов. Перекоммуникаторов. С экраном около этих самых пресловутых пяти дюймов. Дескать, и носить сравнительно удобно, и возможности - сравнительно большие. Не знаю. Предсказывать рынок не берусь, ибо он - всегда неожидан. Однако я бы таких предсказаний делать не стал никак. Поскольку, как уже написал выше, смысла в планшетах разглядеть не могу, а мириться с лопатами - не стану.
Этот же конкретный, эдакий - по словам представителя - "посланец из будущего", не годится, на мой вкус, просто никуда. Ни в будущее, ни даже в прошлое.
Потому что работает он под управлением Windows Mobile 6.5, а она хоть и имеет неоспоримые достоинства перед карманными системами нового поколения (Android, iOS, MP7), но все эти достоинства, если можно так сказать, - антипланшетные. Она не поддерживает емкостных экранов, только резистивные - и вот на "Бегемотике" стоит резистивный, причем полагающийся к нему стилус вытащить из корпуса невероятно, по-китайски, головоломно. Затрудняюсь сказать, где курица, а где яйцо (такой экран из-за системы или система выбрана под экран), однако резистивный экран на Highscreen Hippo является фактическим фактом. Так что с заданной Apple в качестве standard de facto очевидной и легкой пальцеуправляемостью у "Бегемотика" очень плохо. Может, дело не в одном экране, а и в сравнительно медленном процессоре (Marvell PXA310 (800 МГц + Qualcomm QSC6270), может - в мизерной по нынешнему дню памяти (RAM - 256 Мбайт, ROM - 256 Мбайт), однако повернуть грань интерфейса от SPB удается с большим трудом и массой ошибок. Что просто обескураживает после сегодняшних экранных "крутилок" и "скользилок", в особенности, возможно, айпэдовских.
У Федора Сологуба, в вышедшем аж в 1905 году замечательном романе "Мелкий бес", есть виртуальный персонаж по имени недотыкомка. Когда я играл с Highscreen Hippo, мне в голову почему-то непроизвольно лезло именно это слово.