Это, конечно, была чистая авантюра. Завязать глаза, покрутиться и… шагнуть в неизвестность. Не имея ни малейшего представления, где мы будем ночевать в стране папуасов в ближайшую ночь. На таможне, вертя в руках наши красные книжицы паспортов, спросили: "У вас заказана гостиница? Есть турваучер?" Мы, похлопав ресницами, как Балбес в "Операции Ы", чистосердечно выдохнули: "Нет! Но мы мечтаем увидеть вулкан Ясур на Танне!".
Вануатский таможенник еще раз внимательно заглянул в самые зрачки, не нашел там ничего, кроме детского энтузиазма, вздохнул и шлепнул печатью. В голове пронеслось ликующее, от булгаковской Маргариты: "Свободна!!!Свободна!".
Как мы вообще попали на Вануату? После вояжа по Фиджи, помахав группе рукой, мы вдвоем с мужем остались внедряться засланными казачками в чужой, совершенно неизвестный мир. Грех было не воспользоваться фиджийской оказией и не шмыгнуть с разведмиссией в страну вулканов и непомерного счастья - Вануату официально признана самой счастливой страной мира. Русский авось, крякая от натуги, принял все на свои плечи.
На Танне солнце заливало пустынный аэродром и непричесанные заросли в округе. Цивилизация сгинула. Машина катила по невероятному доисторическому лесу с гигантскими деревьями, вольготно растущими на солнечных полянках.
Чем дальше в лес, тем приветливее народ встречался. На рев мотора весь состав деревенек высыпал на косогор и махал нам руками. Удивительные рыжеволосые дети с шоколадной кожей не скупились на улыбки. Наше появление явно заменяло телевизор. Все чаще отдельными островами стояли поражающие мощью баньяны.
Грузовичок катился в преисподнюю по черной-черной пустыне, где мы были самым ярким пятном. Серый вечер, занавешенный пеплом, не давал ни малейшего шанса солнечным лучам. Вдруг в тишине что-то грозно пророкотало таким громким басом, что мы на полуслове замерли. С нами поздоровался Ясур! Казалось, в засаде за горой сидел Змей Горыныч и рычал в три глотки: "Минздрав предупреждает!". Но никаких раздумий по поводу выбора пути у нас не было. Все дороги тут ведут на вулкан.
Наш грузовичок на черной ладони вулканической пустыни казался такой незначительной, такой уязвимой букашкой, что склевать ее Ясуру - раз огнем плюнуть! Но Ясур решил сегодня не злодействовать. Спасибо ему душевное!
Увязая в теплом, словно подогретом на сковородке антрацитово-черном песке, иногда спотыкаясь о застывшие "оладьи" окаменевшей лавы, мы лезли вверх, еще не веря, что нас подпустят к святая святых. Между прочим, Кука в свое время папуасы категорически сюда не пустили!
От нетерпения дрожало все внутри. Азарт подогревался рычанием и сполохами света над макушкой вулкана.
До жерла дошли уже в сумерках. Грохотало так, что все слова тонули, исчезали, уши закладывало, как от взрыва. Дрожала под ногами земля. Словно кто-то огромный спрашивал: "Страшно?!".
Пахло серой, как в преисподней. Примерно каждые три-пять минут вылетала огненная "птичка", и мы, забывая дышать, замирали в столбняке. В глазах каждого отражались сполохи огня, будто ничего на свете больше не существовало.
Мы ходили практически по кромке жерла. Иногда я вопросительно оглядывалась на проводника, но он молчал. Хорошо, что в тот момент не спросила про несчастные случаи. А такие тут, оказывается, были…
Когда огонь гас, опускалась такая черная провальная темнота, что друг друга можно было найти только на ощупь. Мы боялись в этот момент двигаться, чтоб не шагнуть не в ту сторону.
Огненный плевок опять ярко расцвечивал мир вокруг, осыпался искрами фейерверка, танцевал огненными змейками и ревел так, словно в пасть разъяренному зверю засунули связку микрофонов.
Не сразу поняли, что перед нами два жерла. Иногда "заряд" вылетал из одного "ствола", иногда - сразу из двух. В перерывах "кастрюлька" кипела и бурлила. То ли соли в ней не хватало, то ли белых туристов… Миллионы чертей суетились и, толкаясь локтями, топили печку.
Ясур опять делал выдох - тысячи салютов расцветали огнями. Невозможно было оторваться от этого страшного и великолепного праздника! Только ради одного этого зрелища стоило ехать на Танну!
Спускались вниз в полной темноте, словно ослепшие. Земля дымилась под ногами, как затухающий костер. И даже отъехав далеко от Ясура, увидели, как светится красным дорога под колесами, словно мы едем по раскаленной лаве.
А рядом зеленеет листва деревьев и кустов, словно греть корни в горячем грунте для нее так же обыденно, как для нас - ноги в тазике с горячей водой в гриппозный период. Жизнь неистребима!
Наше шапочное знакомство с вулканом заканчивалось. И мы понимали, что навсегда "отравлены " огненными всплесками Ясура и доброжелательным любопытством, с которым на нас смотрел каждый житель острова. И ощущением полной гармонии в мире и в себе самом.
Опытным путем - на своей шкуре - мы устанавливали, что Вануату - совершенно безопасно для туристов. И что для счастья нужно совсем немного - мир в собственной душе. Иногда, чтобы понять эту простую истину, стоит ехать за тридевять земель… в счастливую страну Вануату.
Наталья Поддубная
Присланные на конкурс "Первооткрыватели" материалы публикуются в авторской редакции (as is). "РИАН.Туризм" не несет ответственности за возможные ошибки в тексте.