Куратор основного проекта неизбежно приближающейся 4-ой Московской биеннале, знаменитый художник венского акционизма и директор Центра искусств и медиатехнологий Карлсруэ Петер Вайбель (Peter Weibel) рассказал в интервью РИА Новости о ходе подготовки самого крупного российского художественного проекта, что значить «переписывать мир», о преобладании азиатских участников и зачем науке современное искусство. Беседовала Светлана Янкина.
- Это Ваш не первый визит в качестве куратора основного проекта Московской биеннале, чем Вы занимаетесь, когда приезжаете в столицу?
- Мы везде бываем, смотрим различные площадки - выбираем место для основного проекта. Также я знакомлюсь с художниками, хожу по мастерским, выставкам, постоянно отсматриваю какие-то работы. Некоторые мне присылают по почте и интернету, на dvd или фотографии, изучаю каталоги. Каких-то художников я видел раньше на Венецианской биеннале, на Art Forum в Берлине и на большой русской выставке, которая прошла недавно в Турине (Modernikon).
- И какие у вас впечатления?
- Мне предстоит задача не из простых, потому что есть, безусловно, очень интересные художники, и будет трудно сократить этот диапазон до нескольких имен. Качество российского искусства в целом сейчас очень высоко.
- Уже известно, сколько художников примут участие в основном проекте и сколько будет русских?
- Если участников будет 80, то художников из России будет 15, если 100, то побольше. Точно определимся в мае.
- Есть уже стопроцентные имена?
- Имена художников, которые войдут в проект, уже в принципе известны, но я не могу называть их, пока окончательно не сформирован бюджет. Проект будет состоять как бы из архипелагов и отдельных островов, и речь здесь идет не о каких-то конкретных именах, а скорее о группе, которую они формируют в рамках этого архипелага. Помимо этой концепции будет еще одна - это будет как бы глобальный всемирный аэропорт.
- А что насчет площадки, приглянулось что-то?
- Мы уже успели побывать в "Гараже", в ММСИ - там очень хорошие два здания, в Artplay, ЦУМе, на "Красном Октябре" и в складах на Зубовском бульваре (Провиантских). Есть несколько параметров, по которым отбирается место: надо, чтобы рядом было метро и туда было легко попасть, чтобы место было довольно известным и, желательно, недалеко от главных достопримечательностей. Ну и главное, чтобы там хватило места для объектов - некоторые из них будут очень большими. Поэтому и площадок у основного проекта будет две, выберем из тех, что я назвал.
- Ваш проект называется "Переписывая мир", что стоит за этим кураторским посылом?
- Если мы посмотрим на карты 100-летней давности, то увидим, какое значительное положение занимала тогда аристократическая Европа, как много колоний было у европейских стран по всему миру, после второй мировой войны акцент переместился на Америку. Сейчас мы видим новое распределение, мне интересно было посмотреть, как меняется картография мира, его состояние. Сейчас нет ничего исходно американского или русского - то, что есть, уже было переписано кем-то, а в эпоху глобализации этот процесс принимает гигантские масштабы. Чтобы объяснить, что такое "переписывание", приведу пример: Наполеон вывез из Египта сокровища и поместил их в Лувр и все говорят, какая там блистательная коллекция, а сейчас Франция возвращается в арабские страны - а Абу-Даби строят Лувр. Или еще один пример: Рождество - праздник католический, но почти все рождественские игрушки производятся сейчас в Азии. Это и есть процесс переписывания, а хорошее искусство должно быть его зеркалом. Когда нас не станет, через сто лет именно по культуре можно будет судить о том, что происходило с нами. Что касается нынешнего центра карты мира, то им на сегодняшней день несомненно является Азия. У нас в проекте будет много художников оттуда - порядка 30.
- Делая свой проект для России, вы принимаете во внимание этот факт или же это абсолютно международный проект, который делается без привязки к географической точке?
- С одной стороны, подготовка проекта дает возможность присмотреться именно к российским чертам. Скажем, будет тема освоения космоса, где будут отмечены достижения России в этой области. С другой, конечно, проект имеет глобальную направленность.
Еще у нас будет секция, которая называется "Заколдованный мир технологий" - мне кажется, что сейчас происходит настоящее колдовство, потому что ты нажимаешь на кнопку и включается и выключается свет, появились УЗИ машины, когда можно видеть внутренние органы человека и можно делать операции по трансплантологии органов, что сродни шаманскому действу. Еще меня всегда привлекала идея антигравитации и то, как тяжелые машины могут летать.
- Что вы хотите сказать зрителям, которые придут посмотреть на "Переписывая мир"? Что они должны понять про современное искусство?
- Главная цель биеннале - сформулировать и понять, что сегодня является современным искусством. Модернизм, зародившийся в России и Европе, и перешедший в Америку, подошел к своему концу. Это можно видеть на примере каталогов аукционов искусства - раньше был аукцион modern art, а сейчас - contemporary art, в лучшем случае modern and contemporary art, а каждую неделю в мире открывается Музей современного искусства. Надо выяснить, что пришло в 21 веке на смену модернизму, и это я хочу показать в Москве.
- Какими средствами вы это будете делаете?
- За те сто лет, что я взял за отправную точку отсчета, произошло много изменений в искусстве, в 10-е годы прошлого века начали происходить наиболее радикальные изменения. Раньше искусство делало репрезентацию предметного мира, например, раньше рисовали тело, а потом оно само стало действием. Кроме того, на протяжении 20 века возникали и активно развивались различные медиа и сегодня большое число произведений искусства создается с их помощью. Медиа и медиаформы сейчас гораздо популярнее, чем классическое искусство и мы в равной степени покажем разные их виды, не делая акцент на каком-то одном. Но живопись будет тоже.
- Как вы думаете, с чем связан такой огромный зрительский интерес к современному искусству и какие вообще у него перспективы?
- В этой области есть свои знаменитости, культ которых не в последнюю очередь создается СМИ. Кто-то стремится их собирать, кто-то - стать ближе к коллекционерам и художникам, приобщиться к ним таким способом. Если говорят о выставке Дэмиена Херста или Джеффа Кунса, то выстраивается огромная очередь. Есть и музейное признание - например, на Шагала тоже хотят посмотреть. Если же в каком-то научном музее устраивается выставка Нобелевского лауреата, то никто на нее не придет.
И почему-то считается, что науке не нужно привлекать к себе внимание. Сегодня очень важно внедрить ее в искусство. Искусство, сделанное на основании научных достижений, по их мотивам, обязательно должно существовать. Я думаю, это и есть искусство будущего. На классических образцах легко добиться успеха, гораздо сложнее вот на такой новой форме, но она, безусловна, дееспособна и это то, что нам всем предстоит.