МОСКВА, 16 ноя - РИА Новости. Турист за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора вправе предъявлять претензии как турагенту, так и туроператору, но при банкротстве крупной компании страхового возмещения может не хватить на всех пострадавших туристов. Такое мнение высказал в интервью РИА Новости глава правовой комиссии Российского союза туриндустрии, генеральный директор юридической компании "Персона грата" Георгий Мохов, комментируя временную приостановку деятельности одного из крупнейших российских туроператоров - "Капитал-тур".
Компания объявила во вторник о временной невозможности исполнять свои обязательства по всем турам с датой заезда после 17 ноября 2010 года (включительно) в связи с блокировкой банковских счетов. Из-за этого только в среду не смогут вылететь на отдых более 500 туристов.
"Претензии, обращенные к розничному продавцу - турагенту, как правило, не удовлетворяются и будут перенаправлены в адрес туроператора, ответственного за причинение ущерба. Таким образом, требование о компенсации проще сразу направить в адрес туроператора, не исполнившего свои обязательства, и его финансового гаранта - страховой компании. В случае с "Капитал-тур" таким гарантом является страховая компания "Инногарант", - сказал Мохов.
По его словам, претензии в адрес туроператора и его финансового гаранта можно подавать с момента объявления туроператором о прекращении исполнения обязательств.
"Для того чтобы страховая компания начала процедуру возврата денег, ей понадобится официальное письмо от туроператора со списком туристов и указанием сумм, которые они обязаны будут получить. Турист должен представить документы, подтверждающие размер ущерба, копию своего паспорта и копию договора о реализации туристского продукта", - пояснил специалист.
Мохов полагает, что сложнее всего придется тем туристам, которые приобрели путевки на Новый год, в том случае, если по каким-то причинам "Капитал-тур" не сможет продолжить свою деятельность.
Однако не все туристы смогут вернуть деньги, считает юрист. "Учитывая практику выплат по сходным ситуациям, страхового возмещения может просто не хватить, так как возмещение выплачивается в хронологическом порядке, по наступлению страхового случая. Однако закон предусматривает и другой вариант выплат, в случае если за страховым возмещением обратилось одновременно более одного туриста и общий размер денежных средств, подлежащих выплате, превышает сумму финансового обеспечения (у "Капитал-тура" совокупная сумма - 190 миллионов рублей - ред.) - удовлетворение требований производится пропорционально суммам требования. Иными словами, все туристы получат компенсацию, но лишь частично от суммы требования", - сказал Мохов.
По его словам, по какому пути пойдет страховщик, пока неизвестно.