Сергей Варшавчик, обозреватель РИА Новости.
Будни – это вотчина НТВ. Минувшая шестидневная рабочая неделя в очередной раз это доказала. Самыми рейтинговыми (по данным TNS Россия) оказались "Улицы разбитых фонарей. Менты" 10-го и 9-го сезонов, а также сериал "Братаны-2".
Золотая жила "разбитых фонарей"
Так и видишь, как усталый работяга, придя вечером домой, под пиво ужинает и смотрит про бравых ментов под руководством подполковника Соловца, которые ловят "разных смрадных гадов», по выражению Глеба Жеглова. А сразу после "Улиц" аудитория четвертой "кнопки" наблюдает за не менее лихими десантными "братанами", уже безо всякой милиции, играючи расправляющихся с убийцами и маньяками. И не надо зрителю никаких других зрелищ – он и так отдыхает душой.
Так, собственно говоря, происходит с 1998 года, когда "Улицы" впервые появились в эфире канала ТНТ (тогдашнего производителя и владельца сериала), став к настоящему времени самым многосерийным отечественным телесериалом.
Интересно, в свое время на НТВ не сразу оценили этот детективный проект, снимаемый по книгам Андрея Кивинова, посчитав его низкопробным.
Зато его оценило ОРТ (теперь Первый канал) и приобрело у ТНТ право на единичный показ "Улиц". Что принесло в 1999 году "Общественному российскому телевидению высокие рейтинги и две премии ТЭФИ – за лучший проект года и лучший художественный сериал. Только тогда на НТВ спохватились, вспомнив, что канал ТНТ также входит в холдинг "Медиа-Мост" и решив, что "Ментам" самое место в эфире "четвертой" кнопки.
Хотя с тех пор многие из актеров "Улиц", устав, ушли в другие сериалы, (например, в те же "Братаны", как Сергей Селин), на НТВ не расстаются с этой золотой жилой, выжимая из нее все, что только можно. Например, соорудили телекапустник под названием "Необыкновенный концерт ко Дню "ментов", который посмотрел почти каждый восьмой москвич.
Во всех ты, душечка, нарядах хороша
Телевидение с размахом отметило 75-летие Людмилы Гурченко. Каждая программа - в меру вкуса, воспитания и образования своих авторов. Людмила Марковна, будучи опытной актрисой, охотно подыграла своим собеседникам. Было любопытно наблюдать, насколько же она получилась разной.
В авторской передаче Бориса Бермана и Ильдара Жандарева "На ночь глядя" (Первый канал), рассчитанной на интеллектуального и разбирающегося в кино зрителя, юбиляр была подтянуто деловита, и, как заправский эксперт, рассуждала об известных актерах, перечисляя их работы и отмечая сильные стороны таланта. Она вспоминала, например, Одри Хепберн и Хемфри Богарта (которого американский институт киноискусства назвал лучшим актером в истории американского кино).
На вопрос, почему она сейчас практически не снимается, Гурченко сдержанно ответила: "Мне неловко объяснять, что в таком возрасте немного ролей".
В ток-шоу "Пусть говорят" (Первый канал), которое рассчитано на значительно более массовую аудиторию, коленкор был другой. Там Гурченко играла роль примадонны, уставшей от закулисных интриг и назойливой публики, а сам разговор с ней происходил не в студии, куда обычно Андрей Малахов приглашает гостя, а в некоем камерном ресторанчике.
Светская беседа велась в любимом малаховском стиле – о скандалах и слухах, связанных с Гурченко, о мужчинах в ее жизни и даже о том, почему она всегда пьет кофе из блюдца.
Малахов, как-то снизу вверх глядя на именитую собеседницу, то преданно поддакивал, то в нужных местах хихикал. Временами беседа напоминала общение двух закадычных подружек. "Собчак поднялась в моих глазах, - говорила Гурченко, - немножко. Но это не мой способ существования". Зашла также речь и о знаменитых актерах, но тон был совершенно другой, чем в "На ночь глядя". В частности, известный голливудский актер Том Круз из-за своего невысокого роста удостоился от Гурченко эпитета "коробчонок", а вот с его коллегой, Ди Каприо она бы охотно "пошла обедать". Все это телеявство зритель, судя по рейтингам, жадно поглощал.
Для еще более непритязательной аудитории НТВ, привыкшей к криминальной стилистике на канале, выпуск передачи "И снова здравствуйте" назывался "Людк, а Людк. Юбилей". В нем Гурченко предстала в роли несломленной жертвы советской системы, которая одно время пыталась заставить зрителей забыть о нахальной провинциальной девчонке. После яркой премьеры в "Карнавальной ночи" она посмела отказаться от предложения стать сексотом КГБ, и во время Всемирного фестиваля молодежи и студентов "стучать" на своих и иностранных коллег.
"Главной роли у нее не было 15 лет, - патетически восклицала корреспондентка и продолжала: - Ее позорили в фельетонах". "Меня уничтожили", - с грустью в голосе сообщила Гурченко. Зная о ее железном характере и последующей блестящей карьере, так и хочется, подобно Станиславскому, воскликнуть "Не верю!"
Слезу, по идее, должна была выжать поездка в родной для актрисы Харьков, где сопровождаемая съемочной группой и бывшим мэром города, героиня безуспешно пыталась попасть в квартиру, в которой жила 50 лет назад. Почему-то не растрогало. Правда, дало некоторое представление, в каких спартанских условиях росла будущая народная артистка СССР.
Погнавшись за двумя программами, ни одну не увидишь
За зрителя единственного выходного дня в минувшее воскресенье яростно боролись заклятые конкуренты - Первый канал и "Россия 1". Давно существующее взаимное контрпрограммирование на этот раз привело к тому, что развлекательные проекты "Лед и пламень" (Первый канал) и "Стиляги-шоу с Максимом Галкиным» ("Россия 1") вышли практически в одно и тоже время – в районе шести часов вечера, плюс минус несколько минут. В итоге, ни тот, ни другой проект не набрали максимальных рейтингов.
Помимо контрпрограммирования, свою роль здесь сыграло и то, что обе программы, по сути дела, есть продолжение того, что зрители уже видели в прошлых сезонах.
В частности, "Лед и пламень" весьма похож на "Ледниковый период", а "Стиляги" - на "Танцы со звездами". Как говорится, названия новые, а идеи – старые.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции