Рейтинг@Mail.ru
Зеркало из пробки - РИА Новости, 16.11.2010
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Зеркало из пробки

Читать ria.ru в

Новый мэр решил потрясать Москву и москвичей внезапностью с одной стороны, и радикализмом - с другой. Одно уже вызывает тревогу у чиновников, другое - у москвичей. Все будто исходят из того, что лучше ничего не менять, сохраняя то отвратительное качество существования, в котором находится мегаполис.

Собянина рекомендовали в мэры не для того, чтобы он превратил столицу в революционную Москву. Федеральная власть не допустит никаких радикальных перетрясок в системе управления. Но наиболее вопиющие проблемы столичной жизни - от пробок до грязи - преодолеть можно.

Новый мэр начал с неожиданных объездов городских точек. И был чрезвычайно удивлен состоянием улиц, примыкающих, скажем, к Белорусскому вокзалу или станции «Улица 1905 года»… Полетели головы нескольких руководителей управ.

Неизвестно, надолго ли хватит куража новому градоначальнику, но если хватит, он будет сильно и неприятно удивлен, поскольку неожиданные вылазки в большинство московских районов, находящихся за пределами фасадов Кутузовского проспекта и нижнего отрезка Тверской улицы, проходящего мимо мэрии, повергают в состояние ужаса.

Площадки рядом со станциями метро (особенно отдаленными), улицы и переулки, примыкающие к рынкам, состояние общественного транспорта и т.д. По большому счету, ни одна из этих проблем не требует десятилетий на решение. Это не создание иннограда или искоренение структурной коррупции. Это, с одной стороны, создание условий, в которых станет невыгодно сорить, нарушать общественный порядок или строить где попало, с другой - последовательность в применении норм и правил, способных улучшить качество городской среды.

Да, это требует несколько других действий от сотрудников правопорядка, сегодня равнодушно проходящих мимо мелких нарушений и притонообразных точек. Да, это требует определенных изменений норм строительства и размещения торговых точек. Причем не основываясь на «все закрыть и уничтожить», а на основе продуманного баланса между затратами и выгодами, получаемыми этими точками, которые не на миллионеров рассчитаны. Если подобная бизнес-калькуляция возможна в других городах и странах, значит, реализуема и в Москве. Было бы желание и подход, приближенный к реалиям жизни, а не к тяге сотворить чудо за один день или наоборот, используя репрессивный подход, все взять и искоренить.

На самом деле, есть множество тем, которыми надо заниматься одновременно, параллельно и при этом без фанатизма. Это экология. Парки, скверы, места, где можно передохнуть от сумасшедшего ритма мегаполиса, причем без орущей из динамиков музыки и скопища палаток с шаурмой. Это упорядочение системы дорожных знаков («парковка запрещена» часто бывает там, где она по определению возможна, поскольку никому не мешает, не говоря уже о воскресных днях и ночных часах, когда знаки перестают действовать в других столицах мира, а в Москве наоборот порождают буйную активность эвакуаторов). Это бездомные животные (через приюты, государственные и частные). Это использование технических средств (скажем, табло, информирующие о пробках по пути следования). Далее - ужесточение санкций против элементарных деяний типа распития пива в общественных местах. Оперативная реакция на соответствующие жалобы граждан, а не когда уже бутылкой голове, и только «Склиф» поможет…

Но каждое социальное искажение, как выяснилось, имеет своих приверженцев. Первые шаги, сделанные мэром в части искоренения мерзости вокруг станций метро, вызывали гнев части москвичей. Дескать, дешевые торговые точки закроют, одни дорогущие магазины оставят! Лучше мы будем перешагивать через мусор и сомнительных личностей.

Или вот уже объявленная программа борьбы с пробками. Тяжесть ситуации в том, что они как зеркало отражают все перекосы российской системы управления. Первое желание - ужесточить. Складывается впечатление, что российская система неспособна ни к каким иным мерам воздействия, кроме ужесточающих. Тонированные стекла - мешают. «Кенгурятники» на машинах - мешают. (Правильно, пусть водители бьют сразу друг друга, превращая в гармошку капоты и бамперы.) Вместо разумных дорожных знаков и парковок - эвакуаторы. Итог - забиты все переулки, а Тверская как стояла, так и стоит. Очень эффективная борьба.

Вторая сторона пробок - спецтранспорт. Несомненно, все начальники отделов и управлений всех имеющихся в России ведомств должны иметь «персоналки» с синими маячками. Они же все спешат и не могут ездить на метро или собственном автотранспорте. В других странах, к примеру, чиновники передвигаются на метро или такси. Но в Москве такси - это на 90 процентов «частник» на подработке. Не выпишет чек, бухгалтерия потом не оплатит расходы. Персональная машина, требующая постоянного техосмотра, как минимум двух водителей, гараж и пр., несомненно, эффективнее с точки зрения ведения хозяйства. Поэтому никто не откажется от особых правил для особых машин.

Третья сторона - неправильно построенные торговые и офисные комплексы, буквально вылезающие на тротуары и проезжие части. Но кого волнует, что это всем мешает, главное - сиюминутная прибыль. Здесь опять же вопрос, каковы методы ведения бизнеса в стабильной стране, если никто не ориентирован даже на среднесрочную перспективу.

Четвертый аспект - глупость при строительстве развязок. Спасибо за Третье кольцо, но почему дорога, построенная в век современных технологий, напрочь лишена разгонных полос, полноценных съездов, но непременно снабжена гаишными машинами, прячущимися под эстакадами для замера скорости?

Еще один момент - состояние городского транспорта, о котором сословие принимающих решения имеет очень смутное представление, поскольку давно им не пользуется. Между тем, если кто-нибудь возьмет и соотнесет карту городских маршрутов автобусов-троллейбусов Москвы и, например, Лондона, он обнаружит, что сеть общественного транспорта в Британии на порядок разветвленнее московской. Число маршрутов и их взаимодополняемость, интервалы между автобусами и т.д. Можно сравнить еще карты двух городов - сколько листов занимает перечень улиц и переулков в Лондоне и в Москве. Окажется, что в Лондоне элементарно в несколько раз больше улиц разветвленных, позволяющих добраться до точки пятью-семью разными маршрутами.

Вообще, практически нигде нет безумных проспектов, которые тянутся на несколько километров, но которые при этом нельзя пересечь, не говоря уже о левом повороте. (Можно посчитать, сколько левых поворотов/ разворотов на перегоне Белорусский вокзал - Охотный ряд или между Триумфальной и Смоленской площадью на Садовом кольце).

Смогут ли все это осознать, просчитать и изменить новые городские власти? Верится не очень. Хотя бы потому, что по всем перечисленным темам - от приютов до палаток, от парков до парковок - должна быть проведена квалифицированная, а главное - привязанная к реалиям оценка. Затем на ее основе - выработана последовательность изменений и критерии результатов, включая промежуточные.

Кто это будет делать? Либо сами чиновники, которые не ездят на троллейбусе, либо те, кто только на троллейбусе и ездит, другими странами-городами не интересуется, а потому мировосприятие имеют не шире рогов этого самого троллейбуса.

Кроме того, у городских властей должно быть определенное мужество пройти через поднимающийся шум, отделить реальное беспокойство горожан от надуманных придыханий и объяснить, что, увы, насущные шаги иногда болезненны. Следовательно, у команды должна быть сила, чтобы выработать эффективное решение, настойчивость, чтобы претворить его в жизнь, и мудрость отличить одно от другого.

Однако здесь возникает еще одна проблема - в канун выборного цикла обычно востребуется популизм, а не решительность. Поэтому есть опасность, что весь бесконечный перечень столичных кошмаров сократится до наиболее ярких (с точки зрения демонстрации эффективности новой власти) и вызывающих наибольшее возмущение москвичей проблем. Остальные же утонут в «перспективном планировании». Политически это оправданно, социально - убийственно. Слишком много проблем и так не замечают, считая второстепенными.

И в этом ключевая ошибка: в российском обществе и в Москве, как в наиболее концентрированном его выражении, нет второстепенных проблем. Все проблемы - главные. Потому что нерешенность одних вопросов порождает желание игнорировать и другие. Теряется чувство человеческого и расплывается предел допустимого. И вскоре уже все становится не очень важным. И так мелкие беды порождают большие.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала