МОСКВА, 16 ноя - РИА Новости. Ассоциация туроператоров России (АТОР) в распространенном в понедельник вечером пресс-релизе выразила крайнюю озабоченность в связи с ситуацией, которая сложилась в последнее время с компанией "Капитал-тур" (Capital Tour). В документе отмечается, что АТОР обратилась с письмом к руководству компании с предложением посильного содействия в решении возникшего сложного вопроса, а также с просьбой информировать членов Ассоциации о текущем положении дел.
По информации ряда СМИ, туроператор не вернул вовремя 45 миллионов рублей Московскому кредитному банку (МКБ), после чего его счета в этом и других банках были арестованы (общая задолженность туроператора достигает 1,3 миллиарда рублей). 12 ноября не смогли своевременно вылететь на отдых около сотни туристов "Капитал-тур", так как их билеты на рейс "Аэрофлота" не были проплачены.
По заявлению президента "Капитал-тур" Игоря Бельтюкова, улететь не смогли девять человек, туроператор должен МКБ 42 миллиона рублей и рассчитывает, что в понедельник кредитная линия со стороны других банков-кредиторов будет увеличена, что позволит закрыть задолженность перед МКБ.
С точки зрения АТОР очевидно, что сложности компании - это отложенный итог кризисного 2009 года. С отсроченными посткризисными финансовыми проблемами столкнулся не только российский рынок. В течение 2010 года только в Великобритании обанкротилось несколько крупных туристических компаний, в результате услуги были не оказаны или оказаны в недостаточном объеме около 70 тысячам туристов, несмотря на активное участие и содействие общественных организаций и более продуманное отраслевое законодательство.
Однако разворачивающаяся история с компанией "Капитал-тур" показывает, что на сегодняшний день в российском туристическом бизнесе сложилась такая ситуация, когда ни общественные организации, ни отраслевые власти не имеют возможности принять предварительные меры по предотвращению подобных случаев. Невозможность предпринять что-либо на ранних этапах возникновения финансовых сложностей у игроков рынка приводит к тому, что потребители оказываются перед фактом неоказанной услуги, когда сделать что-либо уже поздно.
В пресс-релизе подчеркивается значимость социальной ответственности всех организаций, задействованных в процессе оказания туристических услуг потребителю. В нем отмечается, что любая организация - банк, авиакомпания, страховщик и др., - принимая решение о предоставлении туроператору кредитов, а также услуг в кредит, должна оценивать не только собственный коммерческий риск, но и понимать, что "от всех ее последующих действий зависит судьба сотен и тысячи российских граждан, чей отдых может быть испорчен или вовсе сорван".
В итоге АТОР вновь упирает на необходимость серьезного пересмотра отраслевого законодательства, лишним подтверждением чему служит история с "Капитал-туром".