Рейтинг@Mail.ru
Может ли "хромой конгресс" запустить здоровую "перезагрузку"? - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Может ли "хромой конгресс" запустить здоровую "перезагрузку"?

Читать ria.ru в
Американский конгресс 15 ноября начал свою "хромую сессию" и эта самая сессия может много сказать о судьбе договора СНВ-3 в частности и, - что на самом деле еще важнее, - о судьбе российско-американской перезагрузки в целом.

Андрей Федяшин, политический обозреватель РИА Новости.

Американский конгресс 15 ноября начал свою "хромую сессию" и эта самая сессия может много сказать о судьбе договора СНВ-3 в частности и, - что на самом деле еще важнее, - о судьбе российско-американской перезагрузки в целом. Конгресс "хромой утки", по американской терминологии, обычно случается в пересменок, после промежуточных выборов, когда переизбрана вся палата представителей и треть сената. После выборов 2 ноября в нижней палате демократы остались в меньшинстве. В сенате они сохранили контроль, но уступили республиканцам 6 мандатов. Теперь вместо прежнего демократического большинства 59-41 соотношение сил будет 53 демократа против 47 республиканцев.

Для России и всего остального мира более важен сенат, решающий судьбу всех международных договоров США. Между тем, для ратификации договоров нужно две трети голосов. Здесь либо до середины декабря решится участь нового СНВ, подписанного президентами Обамой и Медведевым в Праге в апреле этого года, либо его "мучения" перекочуют в сенат нового состава. Он соберется 3 января. Времени на то, чтобы заняться СНВ у сенаторов осталось мизер: с 24-го ноября конгресс уходит на каникулы по случаю Дня Благодарения и будет заседать лишь до 23-го декабря, после чего уйдет на рождественские каникулы. Потом СНВ-3 будут заниматься уже другие сенаторы.

Нехорошая арифметика

Поскольку сенат ратифицирует любые договоры большинством в две трети голосов, до нового года Обаме надо перетянуть на свою сторону 8 республиканцев. А после Нового года придется "покупать" уже 14 человек. Что будет сделать гораздо труднее. И именно поэтому Обама очень сильно спешит. Как выражаются в США, он уже "вывернул наизнанку" все карманы, наобещав республиканцам уравновесить СНВ-3 гарантиями полного финансирования работ по модернизации ядерного потенциала США.

Теоретически, президенту Обаме не должно было бы составить труда "продать" сенату договор и пробить его ратификацию в оставшееся до января "окно". Профильный комитет верхней палаты уже рекомендовал в сентябре сенаторам дать "совет и согласие" на соглашение, сокращающее и стратегические носители и стратегические ядерные боеголовки РФ и США.

У Обамы есть такой веский аргумент, который на республиканцев всегда действовал очень убедительно: без договора американские инспекторы будут слепы и не смогут инспектировать русские ядерные объекты, головки, носители, инфраструктуру и пр. Что есть правда - право на такие инспекции истекло вместе с СНВ-2 в декабре прошлого года. А оставлять "медведя" без присмотра совсем не в интересах безопасности Америки. Есть и объективные "за". Обычно "выбитые" сенаторы, голосуют в оставшийся срок за любые билли "по совести", а не "за мандат". Что за него держаться, если он все равно истечет 3 января?

Теоретически даже возможно, что договор одобрят до истечения года. Может так оно и будет: соотношение здесь примерно 50 на 50. Обама уже обещал сенаторам-республиканцам добавить к программе ядерной модернизации (80 млрд в течение 10 лет) еще 4,1 млрд. А в случае несогласия на договор, этих денег не давать. Но это все теоретически. Практически не только о судьбе СНВ сейчас уже идет речь и пойдет в новом конгрессе. Все гораздо сложнее.

Зависит ли перезагрузка от СНВ

СНВ - это хотя и важный, но все же лишь самый видимый СИМВОЛ наших "перезагрузочных возможностей". Его приподнимает на поверхность исключительно дефицитность продвижения на всех остальных направлениях.

По не совсем обоснованной причине у нас, равно как и в США, и на западе вообще, принято очень жестко привязывать друг к другу именно СНВ-3 и ту самую "кнопку перезагрузки": мы либо на нее нажмем новым СНВ, и тогда все закрутится в нужном направлении и с нужной скоростью, либо провалим и ничего уже не выйдет.

На самом деле, у перезагрузки есть нечто поважнее. Если определять этот этап "постбушевской нормализации", то сюда надо бы включать и намерение Обамы продлить действие российско-американского договора о сотрудничестве в гражданской атомной энергетике (заключено еще при Буше) и членство России в ВТО. Для последнего Обаме надо будет уговорить республиканцев отменить поправку Джексона Вэника 1974 года, наложившего жесткие ограничения на торговлю с СССР, и связавшего это с правами выезда из СССР.

СНВ-3 - всего лишь часть этой "триады". Уговорить республиканцев на две остальные составляющие будет сложнее, чем додавить их на СНВ. А без них перезагрузка будет неполной.

Уже сейчас советники Обамы опасаются, что республиканцы могут связать отмену Джексона Вэника с одобрением СНВ и потребуют внести в договор кое-какие изменения.

"Друг Барак" сейчас давит на сенат всеми возможными способами. Главные аргументы такие: срыв "перестройки" затруднит сотрудничество с Москвой по Афганистану, "сузит" российский транзитный коридор; Москва может отказаться от поддержки санкций против Ирана, которые и так стоили ей примерно 13 млрд долларов (американские подсчеты потерь РФ от отказа от поставок систем ПРО С-300 Ирану). И уж самый отчаянный аргумент - срыв ратификации СНВ, лишит президента Медведева, "большого друга демократии", шансов получить возможность избраться на второй срок.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала