Андрей Федяшин, политический обозреватель РИА Новости.
Последний саммит G-20 в Сеуле всего три дня "не дотянул" до юбилея всех Больших саммитов: 15 ноября исполняется 35 лет с первой встречи Группы-6 или G-6 в верхах в замке Рамбуйе под Парижем. Она прошла 15-17 ноября 1975 года и стала праматерью всех последующих саммитов и днем рождения самого эксклюзивного мирового клуба, у которого нет ни штаб-квартиры, ни официального членства. Собственно, даже решения, кои принимаются на таких встречах, для принимающих вовсе не обязательны к исполнению. Это факультативные обсуждения главных мировых проблем - от безопасности, глобальной политики до экономики, финансов, голода, демографии, наркомании и пр. В принципе, на них "взрослые" и "самые равные", по идее, должны были определять направления, следуя которым решить мировые проблемы можно было бы наиболее эффективно, в сжатые сроки и к удовлетворению всех живущих.
Первый Рамбуйе вырос из арабского нефтяного кризиса начала 1970-х и глобального экономического спада. Идея собраться в уже привычном формате глав государств принадлежала французскому президенту Валери Жискар Д’Эстену. Хотя, справедливости ради, надо бы вспомнить, что G-6 (первые члены "шестерки" - Франция, США, Британия, Германия, Италия и Япония) не было бы без так называемой "Библиотечной группы". Американцы в 1973 предложили регулярно собирать министров финансов США, Британии, Франции, Германии и Японии, чтобы обсуждать проблемы, которые возникли после арабского нефтяного эмбарго 1973-го года. Это и было сделано в библиотеке Белого дома - отсюда и название. Умница Д’Эстен, видя уклон в сторону англосаксов и тогда послушных им японцев, предложил добавить G-5 "европейскости" и улучшил ее кровь Италией.
С течением времени, когда стало выясняться, что Европы на встречах "слишком много", США настояли на включении сюда Канады, хотя она по экономическому весу никак на членство не тянула. Так в 1976 году возникла G-7.
Россию приняли в клуб в 1998-м, в основном, чтобы не допустить "возврата к прошлому", чем на основе учета ее экономического потенциала (какой мог быть вес, если в ту пору ВВП России был меньше, чем у Португалии). Она, собственно, и сейчас не дотягивает до ведущей десятки по уровню номинального ВВП (на 12-м месте и войдет в пятерку только к 2020-му году), поэтому мы предпочитаем давать показатели ВВП по паритету покупательной способности. Тогда мы очень удачно выходим уже на 7-е мировое место. Но, поскольку политический и экономический вес мировой энергетической и сырьевой супердержавы огромен, то РФ место во всех G обеспечено.
На G-8 сейчас уже посматривают как на элитный анахронизм. Правда, конечно. За последние лет 15-20 не было НИ ОДНОГО решения G-8, которые выполнили бы ВСЕ участники клуба. Последний рецидив "коллегиальной совестливости" был отмечен в Группе в 1985-м на саммите в Бонне. Тогда G-7 договорилась сбить завышенный курс доллара. Центробанки США, Франции, Британии, Германии и Японии провели валютные интервенции и "зеленый" действительно за два года похудел на 30%. Больше ничего подобного не было. И теперь навряд ли будет.
Может ли G-20 быть лучше G-8
Тяжелый, и еще не кончившийся финансовый кризис 2008-2009 заставил G-8 "потесниться" и согласиться на создание G-20. К тому времени уже было ясно, что без такого гиганта как Китай (вторая экономика мира), а также подрастающих» колоссов вроде Индии, Южной Кореи, Бразилии, Малайзии, Индонезии и прочих, обсуждать (не путайте со словом "решать" - это совсем иное дело) финансовые и экономические проблемы бессмысленно. С 2009 года теперь регулярно собирается G-20.
Правда, как показывает практика, решения мировых головоломок от этого не стали ближе. На последнем корейском саммите "двадцатки", в общем, больше не получилось, чем вышло.
По большому счету, если все нынешние финансовые перипетии чему-то и учат, так это осознанию того, что с привычкой оценивать саммиты по конечному результату пора прощаться. В лучшем случае, они не дают положению ухудшиться. В худшем - не дают ничего.
В последующем умножении этих групп (разных G сейчас минимум шесть) есть совершенно определенная алогичность. Не может эффективно действующий эксклюзивный экономический клуб постоянно расширяться. И клубом ad hoc, т.е. организацией и механизмом временным, на период действия кризисов, быть не может. Уже ясно, что такие формы могут бороться только со следствиями, а для искоренения причин нужно нечто постоянное. Нужно изменение системы. Если саммиты до этого дело доведут, то тогда это уже будет огромным успехом. Но что-то этого не видно.
"Тюнинги" и "турбонаддувы" за счет новых членов пока дают мало проку. Трудно, согласитесь, добиться чего-либо "коллективно значимого" и кардинально-положительного в мире из 194-х государств (это число ООН, на самом деле их больше), большая часть которых и особенно G-8 отличаются обостренным чувством национального экономического эгоизма.
Один из ведущих американских экономистов, лауреат Нобелевской премии по экономике и руководитель специальной группы экспертов ООН по экономике Джозеф Стиглиц вообще предлагает создать нечто вроде постоянного Глобального экономического совета. Он будет выполнять функции органа глобального финансового надзора, выявлять неполадки в мировой финансовой и экономической системе и вырабатывать рекомендации. Для его действенности придется, естественно, создать некий международный финансовый полицейский орган, который осуществлял бы надзор за соблюдением общих "правил игры" и имел полномочия "карать и миловать".
Пока такими функциями в мире наделены всего три организации - это Всемирный Банк, МВФ и ВТО. И во всех трех главенствуют США (Британия, Германия, Франция и Япония). С ВТО все несколько иначе, но и там голос "развивающегося мира" не очень и слышен.
В общем, пока ясно, что прописанная миру диета из множества G не совсем помогает его изможденному организму.
Франция обещала "революцию" для G-8
Было бы неучтиво под французский юбилей закончить чем-то не французским. Особенно когда у страны вина, духов, сыров и галантности есть такой яркий президент как Николя Саркози. Так вот, Николя Саркози пообещал, что его Франция, - а она с января 2011-го заступает на пост председателя "восьмерки", - произведет революцию в организации саммитов. Когда на последней встрече G-8 в Канаде летом 2010 года Ле Сарко спросили, почему саммиты стали такими дорогими (Канада, якобы, истратила на подготовку и безопасность G-8 и G-20 около 1 млрд долларов), он ответил: "Что касается французских G-8/G-20, хотя я и не могу подтвердить канадских цифр, но они будут (у нас) в десять раз меньше. Совершенно точно".
Вот любопытно, можно ли провести на Французской Ривьере, в Ницце саммит более чем 30 глав государств дешевле, чем в Канаде?
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции