Я влюбилась в Испанию с первого взгляда. Когда ночью увидела маленький и уютный отель в Ллорет-дель-Маре, услышала испанские песнопения на открытой террасе и благородного седого дона на ресепшен, в совершенстве говорившего на английском…
Говорят, Каталония - это не Испания: слишком много кровей здесь намешано. Но Каталония - это родина самого испанского из художников и творцов - великого Сальвадора Дали. Именно здесь он родился, жил и умер, до последнего момента оставаясь преданным родной земле, которую воспевал наравне с любимой женщиной в каждом своем творении.
От нашего курортного городка в Коста-Браве мы ехали до Фигераса около двух часов. Все это время гид вещала о жизни Дали и пересказывала широко известные нам факты: о том, как художник влюбился в женщину, которая была его намного старше, о том, что эта женщина была нашей соотечественницей Еленой Дьяченко и стала его Музой и единственной любовью на всю жизнь. Впрочем, мы все ее знаем под псевдонимом Гала. И во многом благодаря ей Дали создал свои великие картины зрелого периода, большую часть из которых я увидела своими глазами, посетив последнее детище его жизни, любимую игрушку мастера - выстраданный и выпрошенный у властей Театр-музей, названный еще при жизни художника в его честь.
Приехав в Фигерас, мы сразу увидели высокое строение с огромными яйцами на крыше и прозрачным шарообразным куполом - это и был знаменитый Театр-музей. Творчество Дали наполнено множеством фетишей: одни из сквозных - это хлеба и яйца, которыми он украшал не только свои картины, но и излюбленные места. Я недоумевала: Театр-музей - это как? Нас ждет спектакль в стиле пьес Ионеско, ожившие картины и стулья, игра воображения? С игрой воображения я оказалась права: кто любит фантазировать, откроет здесь для себя настоящий рай.
Красивое здание украшают памятники ученому Ньютону, живописцу Мейсонье и философу Пужольсу (аллегория пристрастий сюрреалиста), у входа - группы туристов. Вполне такой обычный холл, как и в любой картинной галерее. Правда, уже у входа развешаны стрелочки, показывающие верное направление: Дали любил задавать правила игры. А потом мы вышли из вестибюля и попали в сад-музей под открытым небом. Это только начало нашего пути, но я осталась здесь надолго. В центре двора - вертикальная инсталляция с "кадиллаком": женская фигура тянет из автомобильных шин скульптуру Траяна, мраморные бюсты поддерживают желтую резиновую лодку Галы, на лодке стоит зонт. Эта безумная скульптурная группа была создана по случаю Всемирной выставки сюрреализма и называется "Дождливое такси". Дело в том, что в "кадиллаке" сидят три манекена: водитель и парочка на заднем сидении. Когда кто-нибудь из посетителей кладет в прорезь монету, внутри автомобильного салона идет дождь, а на самом верху композиции открывается зонт. Зрелище завораживающее и пугающее одновременно: зеленоватые манекены, обвитые виноградными листьями и ползающими по ним улитками, похожи на мертвецов, а водитель как будто заснул и не может проснуться. Вокруг находящегося вне времени такси - манекены, обугленные балки, барельефы, гротескные чудовища и ангелоподобные умывальники, создающие свое, особое пространство и собственную космогонию.
Поднявшись из двора по пандусу, я наконец-то попала в зал, увенчанный прозрачным куполом, ставшим своеобразным знаком Театра-музея, а для Дали - символом единства и монархии. Архитектором конструкции стал Эмилио Перес Пинейро, сотворивший шарообразное пространство, которое впоследствии сам гений сюрреализма "поделил" красной краской на многочисленные треугольники-грани купола, тем самым придав залу многомерность и законченность. Внимание привлекает огромная декорация к балету "Лабиринт": на ней изображен гигантский бюст со сквозным проемом в груди, в котором виднеется фантасмагорический пейзаж с кипарисами. Напротив полотна - скромная надгробная плита, которая указывает на то, что здесь нашел свое последнее пристанище создатель музея Сальвадор Дали. Зал украшен многочисленными картинами и скульптурными группами, но самой известной является картина с фотоэффектом - "Обнаженная Гала, смотрящая на море, которая на расстоянии 18 метров трансформируется в портрет Авраама Линкольна". Если встать напротив этого полотна на значительном расстоянии, то происходит долгожданный визуальный эффект: вместо фигуры Галы вырисовывается портрет известного деятеля, на котором реально разобрать черты его лица.
Из этого зала можно попасть, поднявшись по лестнице, во все остальные - всего их 22. Каждый прекрасен по-своему и имеет свое настроение: есть полностью "картинные" комнаты, в том числе зал сокровищ, в котором выставлены наиболее яркие и известные полотна художника ("Корзинка с хлебом", "Атомная Леда", "Портрет смеющейся Галы", "Расстраивающийся автопортрет" и др.), есть залы с видеоинсталляциями и эскизами, с сохранившейся мебелью и обстановкой, принадлежащими Дали и его Музе, зал с ювелирными работами редкой красоты, сделанными по эскизам мастера.
Самая китчевая комната находится на первом этаже и представляет собой шедевр поп-арта. Зал Мэй Уэст вырос из гуашевого рисунка 1930 годов и является образцом воплощения двухмерного изображения в трехмерное пространство. Огромное лицо, отороченное гигантским париком, создает гиперболизированный образ голливудской дивы: глаза - парижские виды, диван в форме губ и нос - камин с поленьями. Для того чтобы оценить эту оптическую игру в целом, нужно подняться на лестницу и посмотреть на "портрет" в уменьшающую линзу. На первый взгляд - безвкусно, на второй - интересно, а на третий - гениально!
Говорят, что фотоэффекты Дали видят не все, но я думаю, что это предупреждение для людей, у которых проблемы с воображением, - им в качестве рецепта счастья нужно выписывать поездку в Театр-музей. По крайней мере, я любовалась его трехмерными инсталляциями, скульптурами и полотнами, рассматривая их с различных ракурсов, и находила для себя многочисленные ответы и разгадки на его жизнь, отраженную со всех сторон в творчестве. Поездка в Фигерас стала для меня знакомством, заочным интервью с великим гением современности, еще при жизни вошедшим в историю. Альбомы и репродукции Дали заполонили мой дом и, когда мне хочется ощутить прилив вдохновения, я обращаюсь к Нему, ведь у великого живописца было так много сил и энергии, что, пожалуй, хватит на всех.
Наталья Мелюх
Присланные на конкурс "Первооткрыватели" материалы публикуются в авторской редакции (as is). "РИАН.Туризм" не несет ответственности за возможные ошибки в тексте.