Рейтинг@Mail.ru
Алексей Львович Хвостенко. Биографическая справка - РИА Новости, 10.11.2010
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Алексей Львович Хвостенко. Биографическая справка

Читать ria.ru в
Дзен

14 ноября 2010 года поэту-авангардисту, музыканту и художнику Алексею Хвостенко исполняется 70 лет.

Русский поэт-авангардист, автор песен, художник Алексей Хвостенко, известный как Хвост, родился 14 ноября 1940 г. в Свердловске. Друзья рассказывают, что сам поэт называя себя Хвостом, даже придумал расшифровку своего псевдонима. "Хвост - как Христос Воскреси, "ост" - как Восток и "о" - как горловина гитары посередине..." - говорил он.

Отец Алексея Хвостенко был поэтом и переводчиком, мать умерла рано, он ее практически не помнил. После войны они с отцом перебрались в Ленинград, где Алексей учился в английской спецшколе. Ему было 18 лет, когда отец умер и Алексей остался один. Он вел жизнь битника (его даже считают первым русским хиппи), образ жизни которого не предполагал постоянной работы. Хвостенко два раза арестовывали за тунеядство, но до суда дело не доходило, два раза его отправляли в психиатрическую больницу ‑ в первый раз на месяц, а второй раз он полгода провел в Ленинградской областной психиатрической больнице. Иногда органы внутренних дел обязывали его устраиваться на работу, но все обычно заканчивалось увольнением. Он работал в зоопарке, в Большом драматическом театре (БДТ) художником по рекламе, художником в Обществе слепых и т. д.

Алексей Хвостенко был одним из завсегдатаев легендарного кафе "Сайгон", где собирался цвет питерского рока и назначали встречи поэты и философы. Там он познакомился с поэтом, метафизиком и эзотериком Анри Волохонским, который стал его другом и соавтором многих его песен и пьес.

В этот период он общался по большей части с поэтами-шестидесятниками, джазовыми музыкантами и другими представителями художественной богемы. Писал стихи, которые в отдельных случаях ложились на музыку и быстро становились частью городского фольклора.

В начале 1960-х гг. Хвостенко увлекся живописью и современным искусством, учился в Высшей школе искусств, затем, решив стать режиссером, поступил в Ленинградский институт театра, музыки и кино (ЛГИТМиК), на курс знаменитого режиссера и художника Николая Акимова.

В 1963 г. Алексей Хвостенко создал литературную группу "Верпа", девиз которой был взят из "Телемского Аббатства" Рабле: "Каждый делает, что хочет".

В 1965 г. он опубликовал в самиздате свою первую книгу "Подозритель". В 1966 г. вошел в содружество "Хеленуктов".

В 1968 г. Хвостенко женился на москвичке Алисе Тиле и переехал в Москву, став активным деятелем столичного художественного андеграунда. В Москве он создает минималистскую поэму "Я живу в Измайловском зверинце", пишет картины, сочиняет и подпольно публикует стихи и песни.

Обвинив поэта в тунеядстве, власти предложили ему либо высылку из страны, либо арест. Хвостенко выбрал первое и в 1977 г. эмигрировал во Францию. Жил в Париже, где продолжал заниматься главным образом изобразительным искусством, издавал самиздатовским способом стихи, исполнял их под гитару, ставил спектакли, занимался рекламой, организацией выставок в сквотах (заброшенных помещениях, часто нелегально заселяемых творческой богемой). Он устраивал в сквотах театральные постановки, даже поставил пьесу Горького "На дне", превратив ее в мюзикл, в котором сам играл Луку и пел.

Вместе с Владимиром Марамзиным стал издавать журнал "Эхо".

В конце 1970-х гг. Алексей Хвостенко выпустил в Лондоне пластинку "Прощание со степью", в 1981 г. записал альбом "Последняя малина".

На родине Хвоста вспомнили лишь в конце 1980-х гг., когда на экраны вышел фильм Сергея Соловьева "АССА", где в исполнении Бориса Гребенщикова прозвучала песня "Рай", более известная как "Город золотой" или "Под небом голубым", которая вскоре стала одним из главных рок-н-ролльных гимнов того времени. Эта песня стала самой знаменитой песней Алексея Хвостенко, несмотря на то, что он был всего лишь ее первым исполнителем. Песня была написана на стихи Анри Волохонского, а музыка позаимствована у средневекового итальянского лютниста Франческо да Милано.

В 1989 г. Хостенко снялся вместе с группой "Митьки" в фильме "Митьки в Париже".

В декабре 1990 г. он, впервые после долгого перерыва, вернулся в Питер и дал серию концертов в сопровождении музыкантов группы "АукцЫон" (один из них позднее был издан под названием "Верпования").

В 1991 г. в Москве и в Париже вышел сборник его стихов "Черный квадрат".

С середины 1990-х гг. Алексей Хвостенко выступал с концертами и выпускал альбомы в России. В частности, он записал несколько альбомов с группой "АукцЫон", в том числе альбом на стихи Велимира Хлебникова "Жилец Вершин" и альбом "Чайник вина".

Во второй половине 1990-х гг. Хвостенко продолжал заниматься литературой и вернулся к опытам со скульптурой. Помимо того, он стал вице‑президентом Ассоциации русских художников во Франции, а также возглавлял собственный клуб "Symposion", в котором выступали многие российские, экс-российские и западные музыканты. За эти годы в Питере и Москве вышло несколько работ Хвоста разных лет.

Осенью 1997 г. он записал в Нью-Йорке альбом "Завтра потоп", в котором ряд его песен звучит в джазовой аранжировке.

Хвостенко написал более сотни песен и несколько пьес совместно с писателем и философом Анри Волохонским, ему принадлежат стихи "Ах, Александр Исаевич...", "Хочу лежать с любимой рядом...", "На турецкий выходит берег Соханевич молодой..." и др.

Самыми удачными своими работами он считал альбомы, сделанные с группой "АукцЫон" и с саксофонистом Анатолием Герасимовым.

Издано несколько сольных альбомов Хвостенко: "Прощание со степью" (1982), "Чайник вина" (1992), "Жилец вершин" (1995), "Опыт постороннего творческого процесса" (1995), "Ночные фонарики (или Хвост от Кузьмы" (1997), "Завтра потоп" (2000), "Верпования" (2001), "Репетиция" (2002), "Последняя малина" (2004).

Алексей Хвостенко - автор книг "Подозритель (2-й сборник Верпы)", "Поэма эмигрантов", "Страна деталия".

В 2003 г. Хвост провел несколько концертов в Москве и Петербурге, записал совместно с группой deГЕНЕРАТОРs диск "Могила-live", выступил дуэтом с гитаристом Алексеем Батусовым в Питере, Москве и Саратове.

Летом 2003 г. Алексей Хвостенко направил президенту России письмо с просьбой о предоставлении российского гражданства, и его просьба была удовлетворена.

21 января 2004 г. в Париже поэту был вручен российский паспорт с именным указом, текст которого был подписан лично президентом РФ Владимиром Путиным.

После этого Хвостенко неоднократно приезжал в Россию и выступал с концертами. Он выпустил в Москве один за другим музыкальные альбомы, печатал свои тексты, концертировал сольно и в компании с молодыми музыкантами.

В апреле 2004 г. Хвостенко выступил на VIII фестивале "S.K.I.F." в питерском Балтийском Доме в сопровождении группы deГЕНЕРАТОРs, позже начал работу над новым студийным альбомом под рабочим названием "Рай" (с ними же), занимался подготовкой и проведением разнообразных художественных проектов.

На декабрь 2004 г. была запланирована серия концертов Алексея Хвостенко и выставка картин и скульптур "Колесо времени" в ЦДХ на Крымском Валу (открылась 7 декабря 2004 г.).

В последних числах ноября Алексей приехал в Москву. Здесь он почувствовал себя плохо, был госпитализирован в 61-ю больницу Москвы с диагнозом воспаление легких. Начался отек легких, который повлек остановку сердца.

Скончался Алексей Хвостенко 30 ноября 2004 г. Похоронен в Москве на Перепеченском кладбище.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала