Илья Крамник, военный обозреватель РИА Новости.
Более 10 лет стоящий у стенки завода "Севмаш" тяжелый атомный ракетный крейсер "Адмирал Нахимов" вернется в строй в 2012 году - затянувшийся ремонт будет профинансирован и доведен до конца. Кроме того, ремонт с модернизацией пройдут и остальные корабли проекта 1144 - такое решение, по имеющейся информации, принято в министерстве обороны России.
Возможное возвращение в строй группировки ракетных крейсеров проекта 1144 является одной из самых обсуждаемых военно-морских тем: специалисты и любители ломают копья в спорах о том, насколько эти корабли соответствуют сегодняшним требованиям ВМФ России.
Любимый проект адмирала Горшкова
"Только Сергей Георгиевич может позволить себе такую дорогую игрушку", - этой фразой Владимир Челомей, главный конструктор ракетного комплекса "Гранит", основного вооружения новых крейсеров, едва не испортил отношения с главкомом ВМФ СССР Сергеем Горшковым. Конструктор в чем-то был прав: огромные и очень дорогостоящие корабли, созданные для решения одной-единственной задачи - уничтожения авианесущих соединений вероятного противника, казались анахронизмом в то время, когда весь мир двигался в сторону универсализации, позволявшей боевым кораблям решать множество различных задач с помощью разнообразного ракетного вооружения в универсальных пусковых установках.
Разумеется, корабли проекта 1144 несли не только противокорабельные ракеты, предназначенные для уничтожения крупных надводных кораблей противника. Они получили и мощную ПВО, и весьма внушительные противолодочные возможности, но все эти средства были вспомогательными - а ударное оружие корабля, его главный ракетный комплекс, было весьма узкоспециализированным.
Использовать эти крейсера для иных задач, нежели слежение за авианосными соединения ВМС США в готовности к удару, было нецелесообразно.
Такая узкая специализация предопределила судьбу этих кораблей в условиях тотального безденежья: к концу 90-х годов прошлого века из четырех построенных крейсеров в строю остался только последний - "Петр Великий", достроенный политическим решением к 300-летию ВМФ России. Первые три корабля застыли у заводских "стенок".
Что делать с "белыми слонами"?
В британском Королевском флоте есть замечательное выражение "белые слоны", которым обозначаются боевые корабли нестандартных проектов, назначение и схема применения которых неясны даже специалистам. Именно в положении "белых слонов" оказались крейсера проекта 1144 в постсоветском ВМФ России. Слежение за авианосцами США реальной задачей быть уже не могло - даже если допустить войну России и США, ракетные крейсера без поддержки становились всего лишь очень крупными мишенями, а поддержки в условиях деградации всех ключевых элементов военной структуры государства им ждать не приходилось.
Во второй половине 2000-х годов у Вооруженных сил стали появляться деньги, и тогда же зашла речь о возвращении в строй стоящих "у стенки" крейсеров. Естественно, сразу же был задан вопрос о задачах, которые они должны будут выполнять в составе флота.
Практически все специалисты сходились в одном: возвращение в состав флота кораблей проекта 1144 целесообразно только при условии глубокой его модернизации, которая позволит сделать их универсальными.
Возможности для такой модернизации у российской промышленности к этому моменту уже появились: были созданы универсальные корабельные стрельбовые комплексы, значительно увеличившие номенклатуру вооружения, которым может быть оснащен корабль в зависимости от конкретной задачи. Появились боевые информационно-управляющие системы нового поколения, позволяющие строить систему коллективной обороны соединения: обмениваться информацией в режиме реального времени и управлять огнем нескольких кораблей с одного командного поста.
Эти новшества, которые внедряются на кораблях новых проектов, в настоящее время строящихся по заказу ВМФ, стали шансом для крейсеров.
Более того, модернизированные с установкой новых стрельбовых комплексов и радиоэлектронного оборудования, крейсера проекта 1144 приобретут принципиально иное качество: их размеры позволяют оснастить эти корабли большим количеством вооружения, сделав их действительно универсальными платформами, сочетающими мощное и разнообразное ударное вооружение, системы ПВО и противолодочной обороны.
Такие корабли смогут выполнять различные задачи - от поддержки действий сухопутных войск на побережье и в глубине территории противника до борьбы с его надводными кораблями, подлодками и авиацией, при этом появляется возможность оптимизировать их вооружение в зависимости от целей каждого конкретного выхода на боевую службу.
Новая структура для новых крейсеров
В настоящее время надводный флот ВМФ России движется "от простого к сложному" - строящиеся корветы и фрегаты планируется дополнить в наступающем десятилетии более крупными единицами, эсминцами и универсальными десантными кораблями. Унифицированные по оборудованию и вооружению корабли позволят создавать эффективно действующие соединения, поддержание которых не будет разорительным для бюджета благодаря использованию большого количества стандартизированных комплектующих для ремонта и обслуживания кораблей разных проектов.
Эта структура, сама по себе способная решать широкий круг задач, как в мирное, так и в военное время, может быть легко усилена за счет ввода дополнительных элементов, которыми могут стать модернизированные ракетные крейсера, и, если будет принято соответствующее политическое решение - авианосцы новой постройки. Более того, наличие боеспособных легких сил является обязательным условием ввода в строй новых тяжелых кораблей: в своем сегодняшнем состоянии ВМФ России не сможет использовать ни универсальные десантные корабли, ни ракетные крейсера, ни авианосцы. Лишенные сопровождения тяжелые боевые единицы обречены "стоять у стенки", изредка выходя в море, когда удается собрать боеспособный отряд кораблей "с бора по сосенке", либо же просто в одиночку - с представительскими целями.
Именно так сегодня используются авианесущий крейсер "Адмирал Кузнецов" и единственный находящийся в строю тяжелый атомный ракетный крейсер "Петр Великий". Стоит надеяться, что модернизацию остальных крейсеров Минобороны затевает не для того, чтобы использовать их подобным образом.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции