Тамара Бараненкова
В российском прокате – фильм "Скайлайн". Очередная вариация на тему инопланетного вторжения, доказывающая, что фильм про марафонский забег с пришельцами по разрушенному мегаполису все еще может удивлять.
Хотя, казалось бы, куда еще шагать человеческой мысли, когда речь идет об уничтожении Земли? Инопланетяне вселялись в человеческие тела при помощи страшных вирусов и исподтишка захватывали Землю посредством неизвестных моллюсков, как во "Вторжении" и "Факультете". Пудрили землянам мозги, создавая двойников, как в "Похитителях тел", и гонялись за полярниками по антарктическим льдам, а за спецназовцами - по африканским джунглям, как в "Нечто" или "Хищнике". Чаще всего, для большей эффективности, планету накрывало на манер апокалипсиса разом и шумно, с разрушениями и многочисленными жертвами, как, скажем в "Монстро" или "Войне миров".
При таком разнообразии снимать очередной фильм про конец света, избегая киноцитат – бесполезная затея. Кино про злых пришельцев, которые рушат, грабят и убивают, само по себе – уже цитата и чуть ли не отдельный жанр, так что вполне разумно смирившиеся с этим фактом создатели "Скайлайна" просто повернули "опыт поколений" себе на пользу, обыграв его так, как им было нужно.
Свой выбор они остановили на классическом варианте а-ля "День независимости" с повисшими над городом гигантскими бронированными тарелками, но сумели сделать так, что любителям подобных фильмов будет на что посмотреть.
После вечеринки забывшаяся полупьяным сном компания просыпается от странных толчков, звуков и бьющего сквозь жалюзи ярко-синего света. Главные герои – разъезжающий на Ferrari успешный афроамериканец (между прочим, специалист по спецэффектам и битвам роботов), его унылый, неопределенной профессии друг и их подруги – осознать масштаб трагедии сразу, ясное дело, не могут. Но что-то неладное чувствуют: сначала из окна вываливается их приятель, а потом в столпе ярко-синего света они видят уносящуюся ввысь толпу людей. Дальше – по протоптанной тропинке, по накатанной дорожке начинается тот самый экшн и те самые спецэффекты, ради которых стоит ходить на подобные фильмы.
Площадка и для героев, и для зрителей создателями выбрана подходящая – роскошный пентхаус с видом на Лос-Анджелес, так что апокалипсис на протяжении всех полутора часов можно наблюдать во всем великолепии: будут и взрывающиеся дома, и пожирающие людей биороботы всех видов и размеров, и поражающие воображение гигантские космические корабли, и даже великолепная батальная сцена с американскими истребителями, бомбардирующими один из таких кораблей.
Режиссеры "Скайлайна" братья Штраус, работавшие над видеоэффектами ко многим голливудским фильмам (от "Аватара" до "300 спартанцев") и снявшие "Чужого против Хищника", явно гордятся своей работой в "2012". Но, в отличие от душераздирающей истории об уходящих под землю городах, их новое творение не напоминает роскошный, сделанный с размахом, но все-таки мультфильм, где сам "масштаб трагедии" скрадывает прилизанная и явно щадящая нервы картинка. На этот раз спецэффекты прекрасны – и с технической стороны, и с точки зрения того баланса, когда на смену скорости мелькания кадров приходит внутреннее чувство ритма. И хотя известно, что монстров, взрывов и проглоченных чудовищами людей много не бывает, создателям удалось не заиграться в войнушку, а вывести фильм на уровень технически выверенного и сбалансированного экшна, не забыв, что в фильме должен быть еще и сюжет.
В случае со "Скайлайном" несколько (но совсем немного) драматических "ходов" вроде целующихся перед смертью героев или произнесенной с закатыванием глаз фразы "Я должен был его спасти!" все же вызывают улыбку, но, в конце концов, не сидеть же, вцепившись в кресло, все полтора часа.