Выступая с Нобелевской речью в Осло, президент Обама призывал мир подумать, какими последствиями для мирового сообщества обернется поражение Америки, если она, не получив от других стран необходимой помощи, потерпит поражение в Афганистане. Нельзя сказать, чтобы Америка этой помощи не получила и от союзников по НАТО, и от России, и от некоторых стран Региона. Если сравнить силы талибов с силами антиталибской коалиции во главе с США, то это будет равноценно крыловскому сравнению Моськи со Слоном. Тем не менее, главная задача операции - исключить возможность угрозы террористической атаки в США и других регионах мира с территории Афганистана - за девять лет так и не решена. Мы опять имеем дело с вопиющим бессилием силы.
Если сопоставить соотношение сил в ходе советской войны в Афганистане, когда моджахедов поддерживала сверхдержава в лице США с многочисленными союзниками на Западе и в пограничных с Афганистаном странах, наконец, если сопоставить бюджеты двух войн, то США должны были бы давно контролировать каждый клочок афганской земли, а суд в Гааге выносить приговоры последним талибам.
Если исторической ошибкой СССР была операция в Афганистане, то историческая ошибка США приходится ровно на тот же период и заключается в неприкрытом союзе с самыми радикальными сектантскими группами исламистов, с которыми теперь «мировому сообществу необходимо бороться».
Некоторые полагают, что в Афганистане США повторяют ошибки советской войны. Это не совсем так или даже совсем не так. Американцы идут тропой собственных ошибок, многие из которых вытекают из их коллаборационизма с талибами в прошлом. Больше того, эта линия продолжается и сегодня.
Традиция умиротворения талибов укоренялась в мировом сообществе вплоть до 11 сентября, благодаря президенту Пакистана Первезу Мушаррафу, который в свое время помог талибам прийти к власти, а затем удержать ее. Правда, под давлением коалиционных сил Исламабад проводит ряд военных операций, в которых гибнет 3 тысячи пакистанских солдат. Пакистан объявляет о перемирии с талибами и «Аль-Каидой» и подписывает с ними соответствующее соглашение. По мнению «Монд дипломатик», подобные действия Пакистана произвели впечатление на англичан, которые в зоне своей ответственности на юге Афганистана стали производить различия между «непримиримыми» и «умеренными» талибами. И «даже предоставили им контроль над некоторыми районами, например, над Муса-Калой».
Сегодня США, которые в начале операции не только отвергали, но и пресекали любые попытки переговоров с талибами, призывают Президента Афганистана Карзая проводить политику сотрудничества с «умеренными» талибами. Между тем, легче собрать по всему Ближнему Востоку несколько тысяч бородатых людей, привезти их в Афганистан, назвать их «умеренными», вступив с ними в виртуальные переговоры, чем пытаться в реальной обстановке Афганистана отделить «умеренных» талибов от «радикальных». Создается впечатление, что мы присутствуем при процессе умиротворения где-нибудь в Северной Ирландии, в которой и вправду в течение долгих лет удалось разделить политическое и экстремистское крыло ИРА. Подобное перенесение европейского опыта на афганскую почву обречено на стратегический провал, потому что любой тактический успех на этом пути - ловушка.
Ошибка вторая - многие российские и европейские эксперты справедливо полагают, что сокрушить вооруженные группировки экстремистов в Афганистане невозможно без эффективного противодействия производству наркотиков, которое с момента прихода в страну коалиционных сил выросло в 40 раз. Больше всех от афганского наркотрафика страдает Россия, теряя ежегодно 30-40 тысяч человек. Но и в странах НАТО число жертв от передозировки афганского героина превышает общие потери международных сил за все годы кампании.
Конечно, можно только приветствовать совместную акцию России и НАТО по уничтожению двух нарколабораторий в Афганистане. Отработан механизм взаимодействия, оправдавший себя в полевых условиях. Однако мы в самом начале пути, если учесть, что в Афганистане несколько сотен подобных лабораторий, которые накопили количество опиатов, которого хватит на поддержание нынешнего уровня наркотрафика еще в течение 100 лет.
Решительный и бескомпромиссный удар по наркобаронам не только выбивает финансовую почву из-под терроризма, но и становится единственным способом расколоть «Талибан» изнутри и, самое главное, оздоровить экономическую и политическую ситуацию в стране. Кстати, по некоторым данным, более 1 млн афганцев принадлежат к группе наркозависимых. Да, в производстве мака занята значительная часть афганского крестьянства, но, по логике некоторых чиновников и военных НАТО, лучше быть наркоманом, чем безработным, ведь последние могут влиться в ряды «повстанцев».
При этом полностью игнорируются два чисто экономических обстоятельства: безработные не пойдут к безденежным талибам, которые живут за счет доли в криминальном наркообороте, а у правительства Карзая нет стимула развивать альтернативную наркоторговле экономику, хотя выращивание иных сельскохозяйственных культур возможно - когда-то эта страна полностью обеспечивала себя продуктами питания.
(Продолжение следует)
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции