Всемирный день качества проводится ежегодно во второй четверг ноября (впервые отмечался в 1989 г.) по инициативе ведущих международных организаций по качеству: Европейской организации по качеству, Японского союза ученых и инженеров, Американского общества по контролю качества и Латиноамериканской организации по качеству (при поддержке ООН). В 2010 г. дата приходится на 11 ноября.
В большинстве европейских стран, в том числе и в России, с 1995 г. вторая неделя ноября считается Европейской неделей качества.
Цель Всемирного дня качества - в повышении значения высокого качества продукции и услуг, а также в активизации той деятельности, которая направлена на привлечение внимания к проблеме качества. Ведь речь идет не только о безопасности товаров для человека и окружающей среды, но и о степени удовлетворенности запросов и ожиданий потребителей.
Качество продукции, согласно классическому определению, отраженному в международных стандартах, представляет собой совокупность свойств продукции, которые придают ей способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности. Это определение опирается на технико-экономическую природу качества продукции, однако оно не полностью отражает то поистине глобальное значение такой категории, как качество в современном мире.
Дело в том, что качество продукции, услуг - это и конкурентоспособность отдельного производителя и страны в целом, это и сбережение ресурсов и, соответственно, повышение эффективности производства, это и безопасность продукции и услуг для человека и окружающей среды, и, в конечном счете, - качество жизни.
Проблема качества актуальна для передовых организаций и для аутсайдеров, для высокоразвитых стран и для развивающихся.
В России вопросами качества продукции и защитой прав потребителей занимаются территориальные управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзора), специалисты по защите прав потребителей органов местного самоуправления, общественные объединения потребителей и т.д.
Самыми распространенными являются жалобы на качество промышленных товаров (обувь, одежда, технически сложные товары бытового назначения, сотовые телефоны и пр.), продовольственных товаров (колбасные изделия и мясные полуфабрикаты, рыба, масло растительное и др.), предоставление услуг (установка окон и дверей по заказу потребителя, производство мебели и т. д.).
Ежегодно во Всемирный день качества в большинстве государств Европы, Азии и Америки проходят мероприятия, цель которых - подчеркнуть значение высокого качества продукции, услуг, управления обществом для обеспечения устойчивого развития и достойной жизни граждан.
Всероссийская организация качества ежегодно проводит Всероссийский форум "Лучший опыт – для лучшей жизни!", посвященный Всемирному дню качества.
Форум проводится в целях объединения усилий органов государственной власти, бизнес-сообщества, коллективов организаций всех отраслей экономики на основе идеи качества для совершенствования управления и повышения качества и конкурентоспособности продукции и услуг.
В 2010 г. форум пройдет в городе Воронеже 11-12 ноября 2010 г.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников