Сегодня исполняется 50 лет Олегу Меньшикову, которого называют одним из самых "таинственных" российских актеров. В интервью на бесконечные вопросы о своей "таинственности" он смеется, но факт остается фактом: Меньшиков - это прежде всего его роли, а не личная жизнь. "Скрытный", - так он сам сказал о себе в одном из интервью, в этом с ним согласны и коллеги, и журналисты. Но и те, и другие не устают отмечать его необыкновенное обаяние и живость характера, артистизм не только на сцене, но и в жизни, умение безоговорочно расположить к себе и мгновенно перетянуть на себя все внимание. Парадокс? Пожалуй, но в то же время, если так можно выразиться, - "секрет успеха" Меньшикова. Актера, сумевшего столько лет оставаться незаметным, будучи в центре всеобщего внимания.
Школа
Олег Меньшиков родился 8 ноября 1960-го года в подмосковном Серпухове, но сразу вскоре после его рождения семья переехала в столицу, так что большая часть детства и юности будущего актера прошли в Москве – сначала в Коломенском, а затем в Сокольниках. Отец, военный инженер, и мать, врач-невропатолог, были людьми "серьезных профессий" и желали для сына ремесла, позволяющего "твердо стоять на ногах". В то же время они не только не препятствовали "гуманитарным" увлечениям сына, но и всячески их поощряли.
Помимо обычной средней школы, Олег ходил в музыкальную – играл на скрипке (и даже состоял в ансамбле юных скрипачей Москвы), фортепиано, увлекался опереттой и ставил в школе что-то вроде режиссированных им самим "мюзиклов". Позже, в студенческие годы, на смену оперетте придут жанры более "тяжелые", но главное - любовь к музыке, которая, несомненно, не раз поможет Меньшикову и в его актерской профессии, - останется навсегда. "Я действительно люблю музыку и ничего не могу с собой поделать", - говорит он.
И все же дилеммы – музыка или сцена – перед Меньшиковым не стояло: оканчивая школу, он твердо знал, чему хочет посвятить свою жизнь - актерству. Помноженное на талант умение достигать поставленных целей – черта, которую отмечают многие близкие актера, – помогло и здесь, и в 1977-м году Меньшиков стал студентом Щепкинского училища.
Кстати, впервые Меньшикова в "Щепке" заметили не на вступительных экзаменах, а раньше, когда он учился в девятом классе. Придя как-то с родителями на свадьбу к их приятельнице, Олег устроил для присутствующих такой "концерт", что его не мог не заметить один из гостей – преподаватель Щепкинского училища Владимир Монахов. Он пригласил мальчика на прослушивание (тот читал "Желания славы" Пушкина), а спустя какое-то время Меньшиков стал его студентом. "Дарование в нем светилось с первых дней. Притягательный, явно незаурядный, темпераментный. Он сумел реализовать все это", - скажет о нем позже его учитель.
Театр
Окончив Щепкинское училище, Меньшиков пришел в Малый театр, но пробыл там недолго – всего год, и дело было не только в том, что ему предстояло служить в армии, но и в том, что на сколько-нибудь заметные роли молодой актер, будучи "новичком", мог не рассчитывать. Для амбициозного актера, который, к тому же, успел сняться к этому времени в нескольких фильмах, это стало серьезным поводом задуматься о развитии своей театральной карьеры – и веской причиной не возвращаться в Малый после года службы в армии. Точнее, в Театре Советской армии. "Да какой из меня вояка! Я же служил в Театре Советской Армии, и под моим началом были коллеги-артисты. Вывешивал списки нарядов: кому - на монтаж декораций, кому - на уборку территории, вот и все мое командирство... Замечательно служили! И с ребятами хорошими познакомился: Денис Евстигнеев, покойный Игорь Нефедов, Антон Табаков", - вспоминал Меньшиков
Так что сказать, что у Меньшикова не сложилось с театром, было бы абсолютной неправдой: мало того, что в Театре Советской армии и двух следующих - театре им. Ермоловой и театре им. Моссовета, которым в общей сложности актер посвятил восемь лет, - Меньшиков успел переиграть огромное количество ролей – и классиков, и современных авторов, - в свое время актер блистал и на сцене лондонского "Глобуса", и в Театре комедии на Елисейских полях.
В 1989-м Меньшиков отправился в "свободное плаванье". Сам актер объясняет это тем, что "репертуарные театры" - не его стезя.
В одном из интервью он рассказывал: "Я поработал во многих московских театрах, и такая структура, как "репертуарный театр", меня не устраивает в принципе. Такие театры, конечно, должны быть, но в очень небольшом количестве. Скажем, Малый театр, МХАТ и какой-нибудь еще". В другом – отзывался так: "Театр-дом" – вот это все для меня уже неактуально. Я не очень верю в такое существование. И считаю его в некоторой степени даже губительным. Но если меня все-таки спросят, в каком театре вы хотите работать, я скажу. Я бы хотел работать в БДТ у Товстоногова лет тридцать назад. Я думаю, что это был тот театр, о котором можно говорить серьезно".
Так что в созданном им в 1998-м году "Театральном товариществе 814" он все сделал по-своему. Уйдя от рутины "репертуарных" театров, стал ставить один спектакль за другим, а не играть одновременно несколько. В большинстве своем, делая ставку на классику - Грибоедова, Лермонтова, Гоголя, - но, не забывая и про современных авторов. Так, ради "Кухни" Максима Курочкина Меньшиков отказался от идущего два года, и с большим успехом, спектакля "Горе от ума".
В театральном товариществе у Меньшикова есть возможность выбирать себе роли – но играть, скажем, Гамлета, он не торопится. И вообще, по словам актера, самой главной, заветной, яркой роли у него нет: "Я не оцениваю свои работы и не считаю их окончательными. Они трансформируются во мне, я возвращаюсь к ним", - признавался он в одном из интервью.
Тем не менее, несколько любимых называет: так, в театре это роль Калигулы в одноименной постановке Фоменко на сцене театра имени Моссовета, сыгранная в 1989-м. В кино – Митя из оскароносных "Утомленных солнцем" Михалкова. Оба персонажа – по сути своей, чудовища, но не лишенные обаяния и шарма, превращенные Меньшиковым из подлецов в герои куда более неоднозначные.
Кино
Первую роль в кино Меньшиков получил в 1980-м году, еще будучи студентом "Щепки" - это была картина Сурена Шахбазяна "Жду и надеюсь". Параллельно он начал сниматься в фильме "Родня" у Михалкова, который вышел в 81-м, а спустя еще год - в "Полетах во сне и наяву" Романа Балаяна, обратившего внимание на "некиношное" лицо 19-летнего студента.
О том, как попал на экран, Меньшиков говорит так: "Не та история, когда пошел кому-то подыгрывать, а взяли меня... Но это настолько быстро все произошло, настолько случайно, как будто кто-то взял и привел за руку".
В "Родню" актер попал благодаря легендарной Нонне Мордюковой, которой, по признанию Меньшикова, тогда никому не известного студента, он поначалу очень боялся. Именно она обратила внимание на интересного студента и показала его фотокарточку Михалкову. Несмотря на то, что в фильме у Меньшикова роль почти без слов, в киносообществе тут же заговорили о молодом и талантливом дебютанте.
Позже Меньшиков снимется у Михалкова не раз – будут и "Утомленные солнцем" ("Только спустя года два-три я понял, что эта роль и фильм в целом были огромной моей удачей", - говорит Меньшиков о роли Мити), и "Сибирский цирюльник", в котором 38-летний актер "перевоплотился" в 20-летнего юнкера, и умница Фандорин из "Статского советника".
"Олег - человек, который может всё. Он очень щедрый артист", - так отзывается о нем Никита Михалков. Меньшиков же и вовсе считает режиссера своим первым "крестным отцом" от кино.
Другие режиссеры, у которых снимался Меньшиков, тоже говорят о нем с восхищением. Например, режиссер Денис Евстигнеев, у которого актер снимался в фильме "Мама", сказал накануне юбилея Меньшикова так: "Очень мало есть артистов, которые хорошо понимают, что такое кадр, что такое кино, что не надо хлопотать лицом, что достаточно сделать что-то минимальное, и это уже будет выразительно. Олег это знает. Он настоящий киноартист".
Говоря о начале кинокарьеры Меньшикова, трудно не вспомнить его роль в "Покровских воротах" Михаила Козакова. Именно этот фильм подарил зрителям образ того самого Костика - жизнерадостного очаровательного аспиранта, "который однажды Вас удивит!" и с образом которого актер волей-неволей ассоциируется и по сей день. У Меньшикова на эту роль – свой взгляд. "Никто мне не звонил, никто на улице не узнавал. В профессиональных кругах, наверное, узнали, но надо сказать, что в профессиональных кругах я и до этого был известен. Просто этот фильм выдержал испытание временем и постепенно превратился в легенду", - считает он.
Секрет успеха
За тридцать лет театральной и кинокарьеры кем он только ни был - Доктором Живаго, Остапом Бендером, Чацким, Есениным, - но каждую из ролей, какой бы она ни была, актер, по его собственным словам, выбирал сердцем.
И смело отказывался от тех, которые казались ему неподходящими. Даже у Михалкова: так, в картине "Двенадцать" он не стал сниматься из-за несовершенного, на его взгляд, сценария, и из-за ощущения, что роль "не пошла". Правда, последняя громкая роль кино у Меньшикова – все равно у Михалкова. В "Утомленных солнцем: Предстояние" Меньшиков не то что помолодел на двадцать лет – воскрес.
Пресловутый "секрет успеха" Меньшикова, кажется, совсем прост. Здесь актер более разговорчив, нежели когда речь заходит о его личной жизни. Талант, везение, честность: "Я думаю, что самое главное - не врать. Вы понимаете, о чем я. Не врать себе. "Это я потом сделаю",- ничего не сделаешь. "Потом" не бывает. Все нужно сделать сейчас, набело, черновиков не бывает", - сказал актер в одном из интервью.
Материал подготовлен на основе материалов РИА Новости и открытых источников.