Спортивная пара из Санкт-Петербурга Катарина Гербольдт/Александр Энберт была единственной "гостевой" на Открытом чемпионате Москвы по фигурному катанию. Все просто – через две недели дуэту предстоит стартовать на этапе Гран-при, и фигуристы хотели опробовать лед арены "Мегаспорт", где состоится важный турнир. Пока не все у Кати и Саши получается гладко – но это и неудивительно, ведь ребята встали в пару всего пять месяцев назад, а партнерша до этого вообще выступала в одиночном катании. О трудностях "переходного периода" и о многих других вещах Гербольдт и Энберт рассказали корреспонденту РИА Новости Андрею Симоненко.
- Катя, Саша, чем для вас был так важен чемпионат Москвы, что вы не поленились приехать на него из Санкт-Петербурга?
- АЭ: Пока что у нас идут еще тренировочные старты, главная цель которых – привыкнуть и скататься друг с другом. В Москве же мы хотели вдобавок почувствовать атмосферу зала, в котором предстоит выступать на этапе Гран-при Cup of Russia. Не стоило упускать такую возможность.
- КГ: Когда мы вставали в пару, цели перед собой ставили самые высокие. Мы знали, что уже в первом же нашем сезоне нужно будет кататься на хорошем уровне. И что одним из ключевых наших стартов станет московский этап Гран-при, потому что на другие турниры серии мы заявиться не могли из-за отсутствия рейтинга. Поэтому и готовимся к этому старту тщательно.
- Ожидали ли вы, когда начинали кататься вместе, что придется столкнуться с такой острой конкуренцией за места в сборной? Ведь параллельно с вами образовались еще две новые пары – Волосожар/Траньков и Мухортова/Бланшар...
- АЭ: Нет, конечно, сюрпризом это не стало. Все "телодвижения" происходили еще в конце прошлого сезона. Так что мы были в курсе, с кем придется соперничать. Вообще в мире фигурного катания новости распространяются быстро. К началу сезона знали не только кто с кем будет кататься в паре, но и как будет кататься.
- Катарина, вас, как бывшую одиночницу, очень хочется сразу спросить: что чувствует девушка, которую вдруг начинают подбрасывать на три метра вверх?
- КГ: Ой, мне это так нравится! Эмоции очень положительные. Да и вообще от всего, что мы делаем, я получаю огромное удовольствие.
- А вам, Александр, не страшно проделывать все эти трюки с девушкой, которая еще наверняка до конца к ним не привыкла?
- АЭ: Нет, мне не страшно, потому что я в Кате уверен, и знаю, что она всегда бодро идет на сложные элементы. Но конечно мы все эти поддержки, подкрутки и выбросы исполнять принялись не сразу, как встали в пару, а сначала долго готовились к этому. Сначала у нас были легенькие такие поддержечки, потом начали постепенно элементы усложнять. Все готовилось и происходило поэтапно. Не так чтобы сразу – раз и подбросил.
- Что для вас сейчас самое сложное в работе?
- КГ: Самое сложное для меня – научиться качественно делать парные элементы. Причем все сразу, а не по отдельности. Чтобы программу исполнять целиком без ошибок.
- АЭ: Нюансы, конечно, и для меня существуют. У каждого из нас – свой, устоявшийся темп исполнения элементов. Прыжки, например, по отдельности мы делаем без особых проблем. А вот синхронно на данном этапе получается не всегда. Поэтому нам надо продолжать "скатываться". Самое же трудное – это, конечно, выбросы и подкрутки. Больше всего над ними работаем.
- Кто вам предложил встать в пару – или сами до этого додумались?
- КГ: У меня получилось так: после чемпионата России ко мне подошла Татьяна Дручинина (хореограф группы Тамары Москвиной – прим.автора) и предложила подумать над тем, чтобы перейти в парное катание. После этого я еще, как одиночница, съездила на финал Кубка России. Но в тот момент уже для себя все решила. Пришла в группу Москвиной – и узнала, что кататься буду с Сашей. Мы попробовали, нам понравилось – после этого и решили, что будем дальше выступать вместе.
- Саша, у вас ведь карьера с предыдущей партнершей Ксенией Озеровой завершилась примерно в то же время?
- АЭ: Да, тоже после чемпионата России. Этот старт у нас вообще является основным, к которому все фигуристы готовятся. И он уже показывает – есть перспективы или нет. Мы целый год с партнершей работали, готовились к чемпионату – но ничего у нас на нем не получилось. Поэтому решили, что лучше будет расстаться.
- Катарина, психологически сложно далось это решение - перейти в парное катание?
- КГ: Да, сложно. Но не из-за страха к парным элементам - у меня его никогда не было. Сама по себе смена специализации в моем возрасте (Катарине 21 год – прим.автора) – вот что волновало. Если честно, эта идея почти всем казалась бредовой. И только Тамара Николаевна Москвина верила в то, что может что-то получиться. Мы доверились ее опыту, мнению – и действительно, как мне кажется, у нас получилось.
- Нравится работать в группе Москвиной?
- АЭ: Очень. У нас стараются все делать с улыбкой. И Тамара Николаевна, и Артур Дмитриев, и Игорь Борисович Москвин, который тоже с нами работает. Создают легкую и непринужденную атмосферу. Понимают, что и так нам непросто – разучиваем новые сложные элементы... Нельзя во всем этом "зажиматься", надо пытаться раскрепоститься.
- Тот факт, что катаетесь на одном льду с призерами чемпионатов мира и Европы (Юко Кавагути и Александром Смирновым – прим.автора), подстегивает?
- КГ: Безусловно, мы стараемся дотянуться до их уровня. Даже в чем-то пытаемся их превзойти. В технике на данный момент, конечно, мы им уступаем, но вот, например, наше удовольствие и эмоции от катания передаем зрителям не хуже.
- Какие образы вы создаете на льду?
- АЭ: Мы стараемся стать парой классической перербуржской школы фигурного катания. Например, в короткой программе у нас такой легкий вальс - это постоянные улыбки, радость. Нам этот стиль подходит, и получается у нас такое легкое катание естественно.
- КГ: Мы получаем на льду удовольствие сами - и хотим, чтобы окружающие это чувствовали. И тоже испытывали от нашего катания удовольствие.
- Это у вас, надо признать, получается – особенно горячими получаются взгляды на зрителей. Как вы тренируете этот процесс – передавать эмоции?
- АЭ: У нас все выходит само собой. Хотя на тренировках, конечно, мы катаемся точно так же, как и на выступлениях. У бортика всегда стоят хореографы Таня Дручинина, Печерский Валерий Геннадьевич, тренеры Артур Дмитриев, Тамара Николаевна. Так что нам есть на кого посмотреть и на ком взгляды отработать (смеется).
- КГ: Поверьте, на самом деле мы действительно такие – без всякой отработки. Нам нравится так кататься, нам это приятно. И окружающим, как нам кажется, тоже должно быть приятно.
- Но то, что при этом что-то из элементов продолжает не получаться, сильно расстраивает?
- КГ: Безусловно, мы от этого расстраиваемся, переживаем, не без этого. Но мы к этому готовы – знали, что за такой короткий период невозможно сделать все и сразу. И тренеры тоже готовы были к нашим ошибкам. Они нам всегда говорят – нельзя зацикливаться на том, что что-то не выходит. Всегда надо кататься до конца, и с ошибками, бывает, выигрывают.
- АЭ: Нельзя опускать руки – вот главная мысль.
- Думаете ли усложнять свои программы в прыжковой их части?
- АЭ: Мы уже работаем над усложнением каскада – исполняем в произвольной программе три прыжка. Для парного катания это довольно сложный каскад. Но в этом сезоне у нас очень мало времени для того, чтобы учить новые прыжки. Работаем в основном над парными элементами. Может быть, в новом сезоне что-то будем пробовать. Пока же остановимся на том, что есть.
- А как тройная подкрутка – получается?
- КГ: Мы ее учим, на тренировках почти каждый день отрабатываем. На прокатах пробовали ее исполнять, но на данный момент идет чуть хуже чем двойная. Просто нет смысла зарабатывать за нее меньше баллов, чем за двойную. Начнем ее включать, когда перестанем получать за нее минусы.
- На Открытом чемпионате Москвы на ваш прокат короткой программы приходила Татьяна Тарасова. Не волновались из-за этого?
- КГ: Ну что вы, мы очень рады, когда на наше катание приходят смотреть специалисты такого высокого класса. И каждый совет мы принимаем с благодарностью. Можно сказать, впитываем все. Что-то исправляем, что-то добавляем. Татьяне Анатольевне огромное спасибо за то, что она нам подсказывает, помогает, ее советы дорогого стоят. И ничуть лично меня это не напрягает.
- За конкурентами следите?
- АЭ: Конечно, потому что всегда появляются какие-то новые элементы, новые поддержки, спуски. Поэтому мы все соревнования смотрим, подмечаем плюсы и минусы у других, делаем для себя выводы, чем мы можем соперников обыграть.
- Как думаете, реально вам в первом своем совместном сезоне будет попасть в состав сборной на чемпионатах Европы и мира?
- КГ: Мы точно знаем одно: на чемпионате России будем стараться показать максимум своих возможностей. А дальше - победит сильнейший.
- АЭ: Оценивать и решать, кто лучше, будут судьи. До чемпионата России еще много времени. Мы будем работать, чтобы подойти к нему на пике формы. А дальше – катание все покажет.