ТОКИО, 4 ноя - РИА Новости, Ксения Нака. Премьер-министр Японии Наото Кан объявил в четверг о намерении активизировать поиски дипломатического решения территориальных разногласий с Россией, сообщило агентство Киодо Цусин.
Вопрос об отношениях с Россией был поднят депутатами японского парламента в связи с визитом президента РФ Дмитрия Медведева на Курильские острова, которые Япония считает своей территорией.
"В последние годы Россия усиливает интерес к Азиатско-Тихоокеанскому региону, и при этом в переговорах по проблеме северных островов нет видимого прогресса. Я хочу еще раз как следует приступить к решению (проблемы)", - заявил Кан, выступая в парламенте.
При этом японский премьер еще раз выразил свое сожаление по поводу визита российского президента и отметил, что "в отношении северных территорий образ мысли и позиция нашей страны не изменилась".
"У меня есть твердое желание в рамках срока полномочий моего правительства продвинуть переговоры по решению территориальной проблемы с Россией", - подчеркнул премьер.
Японские политики болезненно отреагировала на визит Медведева на Курильские острова, восприняв эту поездку как знаковую. Позиция России заключается в том, что глава государства не обязан согласовывать маршруты поездок по своей стране с кем бы то ни было.
Кан ранее выразил сожаление в связи с визитом, а японский МИД передал протест послу РФ в Японии Михаилу Белому и объявил о временном отзыве на родину своего посла в России Масахару Коно. Посол Японии в среду доложил о ситуации в РФ премьер-министру страны, генеральному секретарю правительства и министру иностранных дел.
Япония претендует на четыре острова в южной части Курильской гряды - Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи, ссылаясь на двусторонний Трактат о торговле и границах 1855 года. Позиция Москвы состоит в том, что южные Курилы вошли в состав СССР (продолжательницей которого стала Россия) по итогам Второй мировой войны и российский суверенитет над ними, имеющий соответствующее международно-правовое оформление, сомнению не подлежит.
Однако Япония поставила в зависимость от решения территориального спора подписание мирного договора между двумя странами.