Наталья Иванова-Гладильщикова, для РИА Новости.
В Московском университете в последних числах октября прошел третий всероссийский съезд учителей математики. Первый состоялся на рубеже 1911–12 годов, второй – 1913–14-го. Итоги съезда сенсационны: они вселяют надежду на то, что отныне не все решения, связанные с образованием, будут спускаться сверху.
Более тысячи учителей приехали в МГУ со всех концов России для того, чтобы обсудить, что сегодня происходит с преподаванием математики в школе. И выяснилось, что очень многое их не устраивает: это новые образовательные стандарты, ЕГЭ, проблемы с олимпиадами. Результатом съезда стала единогласно принятая резолюция. То, о чем в ней сказано, в ближайшем будущем даст возможность профессиональному сообществу влиять на решения чиновников. До сих пор точка зрения учителей и ученых едва ли их интересовала.
ЕГЭ
Понятно, что только учителя могут изнутри оценить достоинства и недостатки ЕГЭ. Заместитель директора тульской школы №3 Наталья Чинкова сказала в кулуарах съезда: "Очень тяжело учить детей математике, когда мы зажаты в рамках сдачи ЕГЭ, и когда программа школьного курса не стыкуется с тем, что требуют от ребенка на Едином экзамене".
В чем эта нестыковка? Например, текстовые задачи (они нацелены на практическое применение в обычной жизни), проходят только в 5-м классе. Но спрашивают-то их спустя шесть лет, на ЕГЭ, когда о них напрочь забыто.
По мнению педагогов, без помощи репетитора или бесплатных консультаций школьного учителя, к ЕГЭ не подготовиться. Как совместить повторение того, что было в 5-6-м классах, с изучением серьезных тем в 10-11-м, связанных с математическим анализом? А еще, по словам Натальи Чинковой, "ведь в то же время, хочется, чтобы дети любили математику".
Но тут уж не до любви. К тому же дети прекрасно понимают, что многие темы им на ЕГЭ не пригодятся, а значит, изучать их необязательно.
"Надо вернуться к старой системе, – считает учительница математики из Петрозаводска. – Пусть ребенок участвует в олимпиадах, кружках, изучает историю математики. Сегодня дети спрашивают: зачем нам логарифмическая линейка, зачем синусы? А то, что это связано с астрономией, им непонятно".
В резолюции съезда предложено отделить в ЕГЭ итоговую аттестацию от вступительных испытаний. Нельзя в рамках одного экзамена сочетать две функции. Должно быть либо два экзамена – вступительный и выпускной, как это было раньше, либо нужно применить дифференцированный подход при проведении ЕГЭ для различных групп выпускников.
Одна часть ЕГЭ – для детей с базовым уровнем (гуманитариев), а другая – для тех, кому нужна углубленная математика (для мехмата или Высшей школы экономики). На чем остановится сообщество профессионалов – вопрос дискуссии.
Стандарты
Участников съезда категорически не устраивают новые стандарты образования (они уже введены для начальной школы, идет доработка остальных). По мнению члена-корреспондента Российской Академии образования, математика Александра Абрамова, краткий пересказ того, что сегодня содержится в стандартах, сводится к следующему: ученики должны хорошо учиться, учителя – учить, и школы должны тоже быть хорошими.
Съезд решил: при подготовке и утверждении новых стандартов должна быть исключена поспешность. Необходима их широкая профессиональная экспертиза, общественное обсуждение. Нужно четко конкретизировать минимальный объем знаний и умений, учитывающих реальные возможности детей.
Учителя говорили, что уже введенный в действие стандарт начального образования нуждается в существенной доработке. Иначе катастрофа неминуема. Количество часов на математику в начальной школе сокращено. Но при этом добавлены новые темы (анализ базы данных, основы теории вероятностей, введена информатика). В итоге получится, что из начальной школы дети будут выходить, не умея складывать дроби, решать арифметические задачи. А дальше все повалится как карточная пирамида (тем более, что и в средней, и старшей школе все выстроено по такой же схеме).
Ассоциация
По словам Александра Абрамова, из этого вытекает приговор: 20 лет работы над стандартами (и потраченные десятки миллионов долларов) закончились пшиком: "Мы находимся в ситуации, когда разработки надо начинать заново". Съезд постановил учредить Ассоциацию преподавателей математики (при ней должен быть создан Российский институт математического образования). Ассоциация и могла бы оказаться площадкой для выработки нового стандарта математического образования. И этим наконец займутся профессионалы.
И еще: ни одно стратегическое решение не может быть принято без учета мнения профессионального сообщества. Выразителем этого мнения станет Ассоциация. Вот такой контроль профессионалов над чиновникам.
Одаренные дети
Даже то, чем Россия традиционно славилась (работой с одаренными детьми), находится в сложном положении. Есть опасность утратить дух математических олимпиад. В ситуации, когда, став альтернативой ЕГЭ, они превратились в средство поступления в вуз.
В олимпиадном движении – масса проблем. Назар Агаханов – руководитель Всероссийской олимпиады школьников по математике – говорил об утечке кадров наставников, которые многие десятилетии работали на чистом энтузиазме. Талантливые дети равномерно распределены по территории страны. И важнейшую миссию выполняют наставники детей. Так вот, сегодня сильнейшие педагоги покидают регионы и перемещаются в столицы. "Мы теряем центры, где традиционно было много сильных ребят", – сказал Назар Агаханов.
Он говорил на съезде и о таком "пустяке", как необходимость госфинансирования проезда ребят на олимпиаду из восточных регионов в западные.
Максим Пратусевич, директор знаменитого питерского физико-математического Лицея №239, считает ситуацию с олимпиадами возмутительной: "Попытки министерства регулировать эти олимпиады выглядят неквалифицированными, непрофессиональными. Подписан приказ об олимпиадах, по которому все они должны проходить в феврале-марте. Да с чего? Или: велели разделить методическую комиссию (те, кто сочиняет задачи) и жюри. (Часто только составители сложнейшей задач могут оценить правильность решения). Почему они лучше считают, как проводить Петербургскую олимпиаду, если она работает с 1934 года"?
Еще одна важнейшая проблема: сейчас законодательно не определен статус специализированных школ с углубленным изучением предметов. "Но эти школы, - убежден Максим Пратусевич, – должны существовать по иным правилам, чем обычные. Например, я бы хотел, чтобы в моей школе люди не оставались на второй год. Ведь вполне возможно, что в другой школе отстающий у нас ученик был бы отличником. Видимо, я должен снижать уровень во всем классе? Для таких школ нужен особый статус, который даст нам большую свободу. Наша школа ее заслужила 50-летней историей. Кроме того, нужен конкурсный отбор в такие учебные заведения (закон "Об образовании" сегодня его запрещает). Еще: я хочу иметь право перекраивать учебный план. Мне не нужна, например, "география" в 11-м классе"!
Такие проблемы и могла бы поднимать Ассоциация преподавателей математики. Стало бы лучше и детям, и учителям и всей российской математике.
P.S.: В ближайшие годы в стенах МГУ пройдут съезды школьных учителей физики, химии, биологии, географии, русского языка и литературы, истории, информатики, обществознания и иностранных языков.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции