Рейтинг@Mail.ru
Что, как и кому продает Россия на рынке оружия? - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Что, как и кому продает Россия на рынке оружия?

© РИА Новости / Руслан Кривобок | Перейти в медиабанк4 ноября 2000 года указом Президента России было создано ФГУП "Рособоронэкспорт"
4 ноября 2000 года указом Президента России было создано ФГУП Рособоронэкспорт
Читать ria.ru в
Дзен
4 ноября 2000 года указом Президента России было создано ФГУП "Рособоронэкспорт" – государственный посредник по экспорту/импорту оружия, сменивший в этом качестве ФГУП "Росвооружение" и "Промэкспорт".

Илья Крамник, военный обозреватель РИА Новости.

4 ноября 2000 года указом Президента России было создано ФГУП "Рособоронэкспорт" – государственный посредник по экспорту/импорту оружия, сменивший в этом качестве ФГУП "Росвооружение" и "Промэкспорт". В настоящее время на долю компании приходится около 85% российского оружейного экспорта – остальное приходится на те немногие предприятия, что имеют право самостоятельно торговать продукцией военного назначения на внешнем рынке.

За прошедшие 10 лет российский оружейный экспорт заметно вырос – с 3,7 миллиардов долларов в 2000 году, до 5,8 – в 2004, 7,5 – в 2007 и круглых 10 миллиардов долларов (предварительная оценка) в 2010 году.

Россия занимает устойчивое второе место по экспорту военной техники и вооружения после США, имеет (на начало 2010 года) 34-миллиардный пакет заказов, а ее присутствие на рынке уверенно расширяется.

Под обломками СССР

После распада СССР ситуация с поставками оружия за рубеж стала критической. До 1991 года СССР поставлял своим зарубежным партнерам огромное количество оружия, объемы поставок иногда превышали 20 миллиардов долларов в год (рассчитанные из фактической стоимости продукции), но реальные денежные поступления были многократно меньше – основная часть советского оружия продавалась в кредит, а иногда и вовсе передавалась бесплатно дружественным странам и организациям. В 1991 году эта система рухнула, и новый российский ВПК оказался перед необходимостью заново строить систему оружейного экспорта, при этом в условиях обвала экономики страны и ее промышленности, прежде всего – высокотехнологичной.

В этих условиях настоящим спасением для российского ВПК стали поставки в Индию и Китай. Индия, традиционный покупатель советского оружия, и один из немногих, кто платил живыми деньгами, продолжала закупки, исходя из традиционной практики диверсификации – вооружение и военная техника закупались у разных производителей, в основном в Западной Европе и в СССР.

С другой стороны, Китай, чьи отношения с Западом к концу 80-х годов вновь стали ухудшаться, остро нуждался в поставках современного вооружения для того, чтобы преодолеть зияющий разрыв в уровне оснащения вооруженных сил между собой и развитыми странами, и еще больший разрыв – в уровне развития военной промышленности.

Неудивительно, что наибольшей популярностью в этих условиях стали пользоваться российские боевые самолеты и системы ПВО – Россия была готова предложить зарубежным партнерам современные системы, созданные на основе опыта нескольких десятилетий противостояния с наиболее мощными странами Запада.

Внутри собственно авиационного сегмента львиная доля продаж приходилась на машины ОКБ Сухого. Машины на платформе Т-10 – Су-27 и его производные – стали бестселлерами, продаваясь в очень больших количествах – производство машин этого семейства на экспорт в иные годы достигало 50 самолетов ежегодно.

Немалую роль здесь сыграли управленческие способности руководства фирмы, чей успех особенно ярок на фоне того жалкого существования, что влачили все это время остальные российские авиационные марки.

Фактически "Сухой" за прошедшее время стал наиболее известным российским авиационным брендом, сменив в этом качестве "МиГ", доминировавший в советское время.

Диверсификация рынков

К концу 90-х годов на Индию и Китай приходилось около 80% российского военного экспорта. Такой перекос давал основания для публикаций, ставивших под сомнение способность России продавать свое оружие на более конкурентных рынках, и предрекавших скорое и стремительное сокращение поставок и, соответственно, доходов, после того как рынок Индии и КНР будет насыщен.

Однако именно в 2000-е годы российский военный экспорт переживает значительный рост – до 10-миллиардного рубежа. Крупные контракты были заключены с Вьетнамом, Малайзией, Индонезией. Затем успех был закреплен сделками с Алжиром и Венесуэлой. В результате к настоящему времени 90% российского оружейного экспорта приходится на 10 крупных покупателей, прежде всего в Юго-восточной Азии и на Ближнем востоке, а остальные 10% делятся еще на 60 стран, закупающих небольшие партии относительно дешевого оружия.

Изменение модели поставок

При этом российское оружие и технологии оказались вполне способны конкурировать с западными образцами, что подтвердил прорыв на такие традиционно западные рынки, как Кувейт, ОАЭ, Малайзия, Греция, Южная Корея и другие.

Эти прорывы разрушили имидж России как традиционного "антизападного" поставщика, который берет свое либо торгуя с теми, с кем отказался торговать Запад, либо поставляя более дешевое оружие. Более того, вскоре "финансовый козырь" был потерян в принципе – с течением времени российское вооружение и военная техника вплотную приблизилась по цене к американским машинам аналогичного поколения и близких возможностей. Более дорогим на сегодня остается западноевропейское оружие, цена которого является главным фактором, ограничивающим его экспорт.

Так, наиболее свежие модификации истребителей Су-30 стоят по разным оценкам в районе 60-70 миллионов долларов за единицу, что примерно соответствует цене последних моделей истребителей F-15 и F/A-18, и на 15-20 миллионов меньше, чем у европейского истребителя "Еврофайтер Тайфун", значительно уступающего по основным характеристикам российским и американским машинам.

В целом же Россия полностью сменила модель поставок оружия: из системы управления военно-политическим балансом в "третьем мире" экспорт вооружения потихоньку стал бизнесом, преимущество в котором достигается за счет создания более привлекательных предложений.

Покупатель теперь приобретает не "железо", а полноценный жизненный цикл системы с сопровождением на 20-30 и более лет, в течение которого обеспечивается постоянное поддержание боеспособности поставленного товара и его совершенствование. Западные страны перешли к такой модели сотрудничества с наиболее требовательными покупателями еще в 70-е годы, теперь эта система была воспроизведена и у нас.

Перспективы

Говоря о структуре российского военного экспорта, нужно отметить сохраняющееся доминирование авиатехники – 40% общего объема. К авиатехнике приближаются системы ПВО, а оставшийся кусок делится между техникой сухопутных войск и военно-морского флота.

В перспективе эти пропорции скорее всего сохранятся, более того, доля поставок сухопутной техники может ужаться за счет морального старения предлагаемой на продажу российской бронетанковой техники при практически полном отсутствии новых систем.

Напротив, в ВВС и в ПВО есть все предпосылки для дальнейшего роста: "Сухой" продолжает развитие популярной платформы Т-10 (Су-27) и испытывает принципиально новый самолет Т-50, который должен выйти на внешний рынок где-то в конце 2010-х годов. "Алмаз-Антей" в ближайшей перспективе выведет на рынок новейший комплекс С-400 и ряд других систем нового поколения. Обновление линейки ожидается и на рынке военно-морской техники, где Россия начала серийное строительство кораблей нового поколения.

Все перечисленное, в сочетании с общей конъюнктурой на рынке военной техники и традиционно высокой репутацией российского оружия, позволяет предполагать, что Россия в ближайшие 10-20 лет как минимум сохранит свои позиции.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала