Николай Троицкий, политический обозреватель РИА Новости.
Хитрости календаря объединили в одной цепочке выходных праздники новой России и старого Советского Союза – 4 и 7 ноября. Однако нацию это отнюдь не сплотило. День народного единства никого пока не объединил. Тем более, было бы странно, если бы единению способствовал день Октябрьской революции 1917 года.
Хотя иногда бывают парадоксальные варианты. Например, во Франции общепринятым и общепримиряющим национальным праздником стал день, обозначающий начало одной из самых кровавых революций – 14 июля, день взятия Бастилии в 1789-м. Но у нас не получится повторить этот опыт. Скорее всего, дело в том, что французы получили свой праздник лишь в 1880-м, спустя 90 лет после революционной смуты, и те стародавние события не вызывали никакой эмоциональной реакции. А 7 ноября, по сути дела, навязали народу в разгар революции, в 1918 году, когда только еще разгоралась Гражданская война.
Конечно, за последующие годы и десятилетия этот красный день календаря утратил свои идеологические признаки. Народ просто привык к выходным в начале ноября. Но тут случилась еще одна революция, 1991 года, которую многие называют «геополитической катастрофой», распался Советский Союз, кончилась советская власть – и 7 ноября повисло в воздухе. Власть долго не решалась лишать людей привычного выходного, тем более, начались тяжелые реформы с шоковой терапией. Пытались переименовать старый праздник, объявляли его Днем согласия и примирения.
Но не было ни примирения, ни согласия. Седьмое ноября вполне естественным образом забрали себе коммунисты. Этот день быстро превратился в профессиональный или, если угодно, «отраслевой» праздник представителей партий и движений левого спектра и их сторонников.
Они возобновили – хотя, конечно, не в тех масштабах – традиционные шествия и демонстрации советской поры. Фактически праздник снова стал сугубо партийным.
Партия, как известно, происходит от латинского слова pars, то есть часть. Сложилась абсурдная ситуация, при которой день, который отмечает и празднует только часть общества, оставался всеобщим выходным. Можно, конечно, вспомнить про День защитника Отечества, который тоже был объявлен красным днем календаря, хотя в армии служили и служат далеко не все. Однако бывших и действующих военных в России во много раз больше, чем коммунистов и сочувствующих левым идеям. Поэтому выходной 7 ноября был вполне закономерно отменен.
Тем более, «по соседству» отыскали другой подходящий ноябрьский день для праздника и назвали Днем народного единства. И народ не лишили возможности отдохнуть поздней осенью, и власть вроде бы нашла другую временную точку для сплочения нации. Однако и тут не все сложилось так, как планировалось. 4 ноября стал, с одной стороны, официальным (но не национальным!) праздником, а с другой – опять-таки партийным. Его быстро оприходовали хоругвеносцы, активисты Движения против нелегальной иммиграции и прочие русские национал-патриоты. Вот уже шестой год подряд они проводят в этот день свои шествия.
Самое первое и самое внушительное в 2005 году было названо «Правым маршем», а потом организаторы переименовали свои демонстрации в «Русские марши». Очередной такой марш должен пройти и в этом году, в московском спальном районе Люблино. До сих пор активность участников этих шествий не раз приводила к тому, что официальные торжества с возложением цветов к памятнику Минину и Пожарскому терялись и гасли в информационных лентах на фоне националистических акций и манифестаций.
Понятно, что подобные мероприятия не объединяют, а раскалывают общество. В любом случае, не получается ни сплочения, ни всенародности. Может быть, и не нужно? Пусть левые отмечают свой праздник, националисты – свой, да и либералы тоже облюбуют какую-нибудь свою дату? Например, день начала гайдаровских реформ, 2 января? Да едва ли в России так много политизированных граждан. Напротив, даже невооруженным социологическими опросами глазом видно, что нашим людям хочется отдыхать и веселиться без всяких партийно-политических поводов. И вне зависимости от государственной необходимости.
За что только не хватаются и чего только не отмечают! И Хэллоуин 31 октября, и День святого Валентина 14 февраля, и даже национальный праздник далекой Ирландии – День святого Патрика 17 марта.
В Москве в этот день традиционно устраивается бурный карнавальный парад, ради которого не раз перекрывали Новый Арбат, одну из главных центральных магистралей столицы. Казалось бы, при чем тут ирландцы, да и есть ли у них многочисленная диаспора? Но это неважно. Появился лишний повод попраздновать – так отчего бы не воспользоваться. Пусть это будет хоть национальный праздник Гондураса или Индонезии...
Завзятым патриотам может не нравиться, что все эти праздники – импортные. Ну что ж, глобализация не могла не затронуть нашу страну. Нет «железного занавеса», Россия больше не крепость, осажденная врагами со всех сторон. Да и, может быть, своих праздников не хватает. А официозные торжества, назначенные сверху, плохо приживаются – как это случилось с 12 июня, пафосно именуемым Днем России.
Наконец, народ не менее охотно отмечает отнюдь не только языческо-католические по происхождению праздники, занесенные из-за рубежа, но и свои, исконные. Так, в 2010 году День святого Патрика плавно перешел в празднование нашей родной Масленицы. И веселья было не меньше, а гораздо больше. Точно так же прочно, без всякого принуждения, вошли в нашу жизнь сравнительно недавно вернувшиеся Рождество и Пасха.
Старинного принципа «хлеба и зрелищ» никто не изменял. Да и знаменитая фраза героя Василия Шукшина «душа праздника просит» по-прежнему актуальна.
Только не надо навязывать, заставлять, принуждать что-либо праздновать, это противоречит самой природе этого явления. В конце концов, есть же у нас Девятое мая и Новый год. В эти дни не возникает никаких противоречий между подавляющей частью общества и государством. Таких настоящих дней народного единства много не бывает.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции