Рейтинг@Mail.ru
Какой ценой Россия готова спасти НАТО в Афганистане? - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Какой ценой Россия готова спасти НАТО в Афганистане?

© Иллюстрация РИА НовостиКремль-НАТО
Кремль-НАТО
Читать ria.ru в
Дзен
В отношениях Россия–НАТО явно готовится прорыв. Такой невероятной военно-дипломатической активности, как сейчас, в преддверии осеннего натовского саммита 19–20 ноября в Лиссабоне, Москва и НАТО не демонстрировали еще никогда. А по сравнению с тем, что было сразу после "кавказской войны" 2008-го, это и вовсе похоже на "полную перезагрузку".

Андрей Федяшин, политический обозреватель РИА Новости.

В отношениях Россия–НАТО явно готовится прорыв. Такой невероятной военно-дипломатической активности, как сейчас, в преддверии осеннего натовского саммита 19–20 ноября в Лиссабоне, Москва и НАТО не демонстрировали еще никогда. А по сравнению с тем, что было сразу после "кавказской войны" 2008-го, это и вовсе похоже на "полную перезагрузку", даже почище, чем с США.

Адреналина военным и дипломатам, конечно, добавило согласие президента Дмитрия Медведева прибыть на большую лиссабонскую встречу НАТО. Хотя формально он приедет для участия в саммите Совета Россия–НАТО 20 ноября, но уже сейчас известно, что он проведет специальную двухчасовую встречу с президентом Бараком Обамой, отдельные переговоры с генсеком Андерсом Расмуссеном и отдельные встречи с лидерами всех ведущих стран альянса.

"Штормовая" активность на всех направлениях

В Москву, сломав график и перенеся визит на три дня вперед, с 5-го на 2-е ноября, приехал генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен, который встретится 3 ноября с президентом Медведевым и главой МИД Сергеем Лавровым для подготовки визита российского президента. За день до этого – 1 и 2 ноября – в Москве наблюдалась почти "штормовая" российско-натовская активность: шли переговоры министров – иностранных дел Сергея Лаврова, обороны Анатолия Сердюкова и начальника Генштаба Николая Макарова с главнокомандующим силами НАТО в Европе, американским адмиралом Джеймсом Ставридисом. Натовская делегация затем встречалась с представителями МЧС, Совета безопасности, командованием Западного военного округа РФ, побывала в кое-каких военных учебных центрах России. Отдельно Сергей Лавров имел переговоры с министром иностранных дел Германии Гидо Вестервелле. Темы все те же – Россия и НАТО. До этого, еще в сентябре, в Пентагоне побывал и встречался с министром обороны Робертом Гейтсом его российский визави Сердюков.

Что хочет от России НАТО…

Для подготовки формального участия Медведева в лиссабонском саммите – это перебор. Россия и НАТО на саммите и/или через некоторое время после него (если не хватит времени на подготовку и согласования документов до лиссабонской встречи) заключат сразу несколько соглашений о сотрудничестве, и вот каком:

Помощь НАТО по поставкам грузов, в том числе и военных, в Афганистан через российскую территорию, как воздушным, так и железно- и автодорожным путями;
Поставки Афганистану российских вертолетов;
Обучение российскими инструкторами и в российских институтах и центрах афганских летчиков, спецназа, военных, антинаркотических и антитеррористических подразделений;
Вероятное присоединение России к натовской системе противоракетной обороны

Последнее, в общем и целом, не просто вполне возможно, но гораздо ближе, чем может показаться. Глава российского МИД Сергей Лавров после встречи со Ставридисом признал: в области совместной противоракетной обороны с НАТО у Москвы "есть некоторые наработки". Но России, конечно, хотелось бы увидеть более конкретные предложения по ПРО, чем те, которые пока исходили от НАТО. И, главное, узнать, как сюда уляжется американская ПРО в "интерпретации Обамы". Она отличается от проекта европейской ПРО Джорджа Буша, но все равно ее конфигурация отнюдь не такой уж нейтральный для России вариант, как это пытаются представить американцы.

О российских вертолетах мы говорим уже почти год. Речь идет о поставках примерно 20–21 машины, в том числе МИ-17, для афганской армии. Машины более выносливы и приспособлены к афганским условиям, чем западные аналоги. Кстати, Польше, члену ISAF, мы уже поставили четыре таких вертолета.

…и откуда у блока такое стремление к "новой дружбе"

Все дело в том, что на Афганистан, страну перманентных, "безвыигрышных войн" и проигранных государственных репутаций, надвигаются очень крутые перемены, и без поддержки России состояться они не могут. Открыто об этом в НАТО и США предпочитают не говорить, но в приватном порядке признают все.

На Лиссабонском саммите ожидается принятие декларации о сотрудничестве между НАТО и правительством Хамида Карзая после 2014–2015 годов. В соответствии с этим временным графиком именно в 2014–2015-м годах натовское присутствие в Афганистане должно быть свернуто (до минимума), а контроль в сфере безопасности передан афганским войскам, полиции и спецсилам.

При этом всем ясно, что, с учетом афганских особенностей, ни выиграть войну с талибами, ни замириться с ними, обеспечить стабильность, мир и покой к этому сроку силам НАТО не удастся.Вытащить НАТО из афганской трясины может только Россия, уже побывавшая раз в этом "капкане" и хорошо знающая, что это такое. НАТО нужен российский транзитный коридор – от прибалтийских незамерзающих портов через Россию до Казахстана, Киргизии и Таджикистана. Пакистанский путь уже не может обеспечить всю натовскую логистику. НАТО нужны российские инструктора для афганских солдат, российская техника, российская помощь в борьбе с наркотерроризмом, производством наркотиков. Пока же…

"Русские вполне могли бы очень сильно осложнить нам в Афганистане жизнь, но они этого не делают", (Russians could make life very difficult for us in Afghanistan but they don’t), заявил один натовский дипломат. И НАТО надеется, что от такой "пассивной помощи" Россия перейдет к активной.

Обреченные на "афганское партнерство"

В НАТО всячески подчеркивают, что никакой речи об отправке в Афганистан российских солдат или даже инструкторов речи не идет и идти не может. Это было бы слишком – вот так вот возвращать Россию к чрезвычайно болезненным воспоминаниям об афганской войне. Чревато очень тяжелыми внутриполитическими последствиями и для Медведева, и для Путина.

Правда, для того, чтобы еще более обострить ситуацию на южных окраинах России, этого и не надо. Одно лишь втягивание Москвы в совместную с НАТО подготовку солдат "прозападного режима Карзая", открытие "афганского коридора", совместные с США и НАТО операции против наркодельцов сами по себе делают Москву равнозначной НАТО и "Великому Сатане" – США – целью для "Талибана" и "Аль-Каиды".

Но тут уж нам делать нечего. Без связки с НАТО в Афганистане будет еще хуже. Так что помощь получается взаимообразная. При пористости (почти отсутствии) границ наших южных соседей, вале героина, идущем из Афганистана, ничего иного кроме как поддержать НАТО у России не остается. Не то что полный, но даже частичный вывод войск НАТО без соответствующей подготовки "буферных афганских сил" будет означать для Москвы полную катастрофу, появление фактически неконтролируемой, хорошо вооруженной героиновой территории под самым носом.

Россия хочет и, собственно, вправе потребовать от НАТО, в ответ на свою сговорчивость "на юге", гарантий того, что "на севере" НАТО ограничит и сократит численность своих контингентов в странах НАТО из бывшего соцлагеря, снимет вопрос об Абхазии и Южной Осетии (что навряд ли пройдет) и активно займется уничтожением плантаций мака в Афганистане. В общем, у России есть что просить в обмен на свою помощь. Главное, чтобы эта помощь не превращалась в "пушечное мясо".

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала