МОСКВА, 1 ноя - РИА Новости. Новые Федеральные правила использования воздушного пространства РФ (ФП ИВП), разработанные с учетом стандартов и рекомендуемой практики Международной организации гражданской авиации (ICAO), значительно упрощающие порядок полетов для малой авиации, вступают в силу на территории России с 1 ноября 2010 года, говорится в сообщении пресс-службы Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация).
Новые правила устанавливают новую структуру и классификацию воздушного пространства России.
Три зоны
Воздушное пространство РФ будет разделено на три класса - "А", "С" и "G". Для каждого из них определена высота полетов.
"В классе "А" она составляет от 8,1 тысячи метров и выше, полеты осуществляются по приборам под контролем диспетчеров обслуживания воздушного движения. Этот слой воздушного пространства предназначен для полетов магистральных воздушных судов коммерческой, деловой и государственной авиации по воздушным трассам. В классе "С", высотой до 8,1 тысячи метров, выполняются два типа полетов - по приборам и визуальные полеты, но только под контролем диспетчеров обслуживания воздушного движения", - говорится в сообщении.
Для полетов в классе "G" (малая авиация) будет установлен принципиально новый, уведомительный порядок использования воздушного пространства. Полеты в этом классе будут выполняться без получения диспетчерского разрешения.
"Максимальная высота границы воздушного пространства класса "G" варьируется от 300 метров в Ростовской области до 4,5 тысячи метров в районах Восточной Сибири. Для выполнения полетов в классе "G" пилотам будет необходимо уведомить органы управления воздушным движением о времени и маршруте полета для получения полетно-информационного обслуживания и аварийного оповещения", - отмечается в документе.
"При этом для обеспечения безопасности полетов пилотам будет предоставляться вся необходимая аэронавигационная и метеорологическая информация. В случае входа в процессе полета из класса "G" в класс "А" или "С" пилот обязан установить радиосвязь с диспетчером и продолжить полет в классе "А" или "С" по его указаниям. При этом двухсторонняя радиосвязь пилот-диспетчер обязательна", - подчеркивается в пресс-релизе.
Куда писать
В связи с вступлением в силу новых правил ФГУП "Государственная корпорация по организации воздушного движения в РФ" уже разработало систему сбора планов полетов с использованием сети Интернет и многоканальной телефонной сети общего пользования. Вход в систему будет осуществляться по адресу 29 октября текущего года.
В настоящее время интернет-портал работает в тестовом режиме. С него также можно будет выйти на сайты Росгидромета и ФГУП "Центр аэронавигационной информации".
Кроме того, определены номера многоканальных телефонов в Главном центре единой системы организации воздушного движения и семи зональных центрах.
Оптимизация воздушного пространства
В документе отмечается, что специалистами Росавиации и Госкорпорации по ОРВД была осуществлена комплексная работа по оптимизации структуры воздушного пространства страны. Так, с 1 ноября текущего года количество постоянных опасных зон сократится с 85 до 59, а число местных воздушных линий уменьшится с 2,209 тысячи до 510. Значительному сокращению подверглось и число запретных зон и зон ограничений полетов, установленных на постоянной основе. Таким образом, новая структура воздушного пространства станет более удобной для выполнения полетов как воздушным судами коммерческой гражданской авиации, так и авиации общего назначения и сверхлегкой авиации.
Использование уведомительного порядка выполнения полетов в классе "G" предполагает обязательное
Эти данные вносятся в Единую электронную базу Росавиации по авиационному персоналу, воздушным судам и эксплуатантам гражданской авиации. Также в нее внесена информация о состоянии воздушного парка гражданской авиации страны. В государственный реестр воздушных судов внесены данные о 1,2 тысячи воздушных судов категории единичных экземпляров (несерийного производства) и 631 воздушном судне категории сверхлегкой авиации, говорится в сообщении.
Ужесточить ответственность
Вместе с тем, либерализация порядка использования воздушного пространства предполагает, что вся ответственность за обеспечение безопасности полетов при уведомительном порядке будет возлагаться на командира воздушного судна.
"Для предотвращения умышленных правонарушений при выполнении полетов Минтранс РФ предлагает внести поправки в Уголовный кодекс РФ и КоАП. Предусмотренная действующими редакциями этих кодексов ответственность не приводит к уменьшению авиационных событий, связанных с нарушением использования воздушного пространства", - подчеркивается в документе.
В этой связи ведомство приводит статистику, в которой говорится, что в 2009 году сохранилась тенденция увеличения числа нарушений порядка использования воздушного пространства. По сравнению с 2008 годом, в 2009 году число таких событий увеличилось с 206 до 215. Нарушения в большинстве случаев допускались эксплуатантами (частными владельцами) воздушных судов авиации общего назначения или воздушных судов, не прошедших процедуры допуска к полётам, установленные воздушным законодательством России.
"Поэтому для совершенствования мер по обеспечению безопасности полетов и усиления ответственности за нарушение правил использования воздушного пространства предлагается внести ряд поправок в статью 271.1. УК РФ "Нарушение правил использования воздушного пространства Российской Федерации".
"В частности, пересечение границ запретных зон и зон ограничения полетов в воздушном пространстве России, использование воздушного пространства без разрешения, если такое разрешение требуется в соответствии с законодательством России, если эти деяния повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека, наказывать лишением свободы на срок от одного года до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трёх лет. А в том случае, если эти деяния повлекли смерть двух и более человек - наказывать лишением свободы на срок от трёх до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трех лет", - говорится в пресс-релизе.
Росавиация выступает также за усиление мер административной ответственности в случае умышленного нарушения правил использования воздушного пространства. Действующий в настоящее время размер штрафа от 2 до 5 тысяч рублей за нарушение правил использования воздушного пространства не является эффективной профилактической мерой для недобросовестных пользователей воздушного пространства.