Маленький городок с населением в десять с небольшим тысяч жителей. Промышленность практически отсутствует. Местоположение города не назовешь ни курортным, ни экономически выгодным: нет здесь ни моря, ни целебных источников, ни судоходных рек, ни вообще важных транспортных магистралей. Сюда даже простая железная дорога не подведена…
Однако ж по своей известности это захолустье бьет не только большинство маленьких российских городов, здесь и многие большие, как говорится, рядом не сидели. По количеству туристов, приезжающих сюда круглый год (хотя в основном, конечно, летом), Суздаль равных себе не имеет. Как не имеет таковых и по количеству сохранившихся памятников на душу населения - на помянутые уже десять тысяч человек приходится пять монастырей и один кремль. Такого больше нигде не встретишь. Хотя и это - ерунда по сравнению с тем, что было здесь в конце XVI века: в то время на 400 городских дворов приходились кремль с каменным собором и семью церквями, 11 монастырей, располагавших 27 храмами, плюс еще 14 деревянных церквей в черте городского вала. То есть получается примерно одна церковь на восемь дворов!
Из истории
Датой рождения любого города, время основания которого точно неизвестно, у нас принято считать первое упоминание его в летописях. Таким образом, Суздаль как бы родился в 1024 году - именно под этой датой он упомянут в несторовской "Повести временных лет". У современных историков существуют две версии: по одной, до 1024-го никакого города не было, Суздаль (согласно тексту летописи - Суждаль) - обобщенное название местности, на которой располагались несколько небольших сел. По другой - город на этом месте был и немаленький. Поскольку ни подтвердить, ни опровергнуть эти версии за давностью лет и недостатком документов не получится, проще принять формальную дату рождения.
Роды, как водится, проходили в муках: в 1024-м после неурожая на суздальской земле вспыхнуло восстание (это из исторических трудов советских времен, трудов, авторы которых народным восстанием готовы были объявить любые беспорядки). На самом деле есть подозрение, что после неурожая кушать стало нечего, вот и пошли те, кто пошустрее, грабить тех, кто побогаче. Видимо, масштабы грабежей были значительными, поскольку на подавление этого "восстания" прибыл из стольного града Киева сам Ярослав Мудрый. Подавил. Следующие 30 лет жизнь, судя по всему, текла здесь спокойно, во всяком случае до 1054 года, когда Ярослав умер, Суздаль нигде не упоминается. После кончины Мудрого город унаследовал его брат Всеволод, позже - внук Владимир, ставший известным как Владимир Мономах. Затем Суздаль перешел во владение Юрия Владимировича Долгорукого, ставшего главой Ростово-Суздальского княжества.
Судьба города в XI-XIII веках была типичной для Руси: в 1096-м Суздаль был сожжен во время княжеских усобиц, отстроенный заново в 1106-м был разграблен и разрушен волжскими булгарами, в 1107-м Мономаху удалось навести порядок на здешних землях, над которыми вновь встал князь Юрий. В 1125 году Суздаль стал столицей княжества, правда, ненадолго: после смерти Юрия столица переехала во Владимир, и княжество стало называться Владимиро-Суздальским. Следующее разорение города связано, разумеется, с 1238 годом и именем хана Батыя, который, взяв Суздаль штурмом, практически полностью опустошил его, истребив и уведя в полон большую часть жителей. Возрождался город долго, но к концу XIII столетия вновь стал значимой административной единицей, во всяком случае на протяжении почти всего XIV века, до 1392 года, платил дань татаро-монголам самостоятельно. В 1392-м ханскую пайцзу на суздальское княжение получил князь московский, он же и дань стал платить. С этого времени Суздаль навсегда утратил самостоятельность.
Только спокойней от этого не стало. Почти до середины XVII века город постоянно подвергался "казням египетским": казанские и крымские татары, польско-литовские интервенты в 1611 году, "венцом всему" стала чума 1654-55 годов, унесшая жизни более половины населения.
И настал покой
Такое впечатление, что до второй половины XVII века городу посылались постоянные испытания высшими силами. Выдержав эти испытания, Суздаль начиная примерно с 1660-70-х годов начинает жить спокойно. Разворачивается масштабное монументальное строительство: строится епископия, монастыри, Спасо-Евфимиев монастырь обзаводится крепостной стеной с 14 башнями. В 1667 году монастырь помимо своих прямых функций приобретает и дополнительные: в нем устраивается тюрьма для вольнодумцев. А впрочем, ничто не ново под этим небом: другой суздальский монастырь - Покровский - еще со времен Василия III имел сомнительную славу места, куда правители и высшее дворянство ссылали до конца дней опостылевших жен - единственно возможная в те времена на Руси форма развода. Василий отправил туда бездетную (судя по всему - бесплодную) супругу Соломонию, чтобы жениться на Елене Глинской (ставшей вскоре матерью Ивана Грозного), Петр I - свою первую жену Евдокию Лопухину (этот, правда, непонятно зачем, второй раз он женился сильно позже).
В XVIII веке при Екатерине Великой Суздаль приобрел статус уездного города, получил герб и генеральный план застройки. В городе появились прямоугольные кварталы и длинные прямые улицы. Масштабное церковное и светское строительство продолжалось до конца XIX века, последние крупные сооружения - колокольня Ризоположенского монастыря и Торговые ряды, хорошо сохранившиеся по сей день. В 1862 году в здешних местах была проложена железная дорога, обошедшая Суздаль стороной. К началу XX столетия город превратился в безнадежное захолустье.
Город-музей
Как ни удивительно, именно советская власть превратила Суздаль в то, чем он является сегодня: туристический центр, равных которому нет, пожалуй, во всей России. В конце 50-х годов были приняты правительственные постановления о реставрации памятников (которые, к слову, не были разрушены в послереволюционные годы - все-таки в том, что ты захолустье, есть свои преимущества) и создании необходимой инфраструктуры. Сегодня город полностью ориентирован на прием и обслуживание туристов. Несколько увяв в 90-е годы, туристический бизнес сейчас переживает новый подъем.
Здесь ходишь действительно как по музею. Где бы ты не оказался, в поле зрения постоянно будет находиться один из пяти суздальских монастырей, да еще одна-две отдельных церкви. Древнейший памятник архитектуры - Суздальский кремль. Собор, стоящий посреди кремля, был построен в XII веке. Однако уже к началу XIII века собор стал разрушаться, поэтому по распоряжению князя Юрия Всеволодовича в 1222-1225 годах он был разобран до основания и отстроен полностью заново. Но и этот архитектурный вариант до нас целиком не дошел. В 1445-м у него обрушился верх и более 80 лет собор стоял в развалинах. Наконец, в 1528 году начались восстановительные работы, включившие в себя частичную разборку стен, и к 1530 году собор был отстроен вновь, получив на этот раз обычное для того времени пятиглавое завершение. Работы производились по приказу московского царя Василия III и были приурочены к окончанию набега казанского хана. Большая часть последующих переделок собора была ликвидирована уже в наше время при реставрации 1964 года.
Собор также известен своими Златыми вратами, датируемыми 1230-1233 годами. Створки их разделены на квадраты, в каждом из которых представлена своя сюжетная картинка. Все изображения выполнены в своеобразной и эффектной технике золотого письма по черненой меди. Врата установлены в западном и южном порталах собора.
Чтобы подойти к собору, надо зайти внутрь пояса стен кремля, которые кажутся очень невысокими, недостаточными для защиты города. Другое дело мощные укрепления Спасо-Евфимиева монастыря! Вокруг кремля кое-где сохранились остатки древних земляных валов, мало подверженных разрушительному воздействию времени. Сегодня на территории кремля располагается музей, который занимает несколько помещений, в том числе Архиерейские палаты - резиденцию духовного руководства. Палаты представляют из себя сложный конгломерат, создававшийся на протяжении XV-XVIII веков. Судя по размаху сооружения, местные архиереи распоряжались большими деньгами.
В 1635 году на территории кремля появляется шатровая колокольня - очень массивное и тяжеловесное сооружение. Интересно, что нижний ярус колокольни вмещает в себя маленькую домовую митрополичью церковь. Церковка соединяется с архиерейскими покоями галереей, так что высшее духовенство могло добираться до места работы, не выходя на улицу.
Напротив кремля, на другом берегу реки Каменки расположен музей деревянного зодчества с очень любопытной экспозицией.
В 1352 году к северу от центра города, на высоком левом берегу по приказу суздальско-нижегородского князя Константина был основан мужской Спасо-Евфимиев монастырь. Монастырь задумывался как крепость и был первоначально обнесен деревянной оградой (разрушена поляками). Справедливости ради, необходимо признать, что, расквартировав в монастыре свои войска, поляки ограду восстановили заново. Сегодняшние же красноватые кирпичные стены были возведены к 1664 году. Тюрьма, появившаяся здесь в 1667-м, была упразднена лишь в 1905-м и - фантастика! - не возобновлена после Октябрьской революции (сравнить хотя бы с Соловками).
Весь комплекс сооружений монастыря находится в отличном состоянии. За стенами прячутся Спасо-Преображенский собор (1564), шатровая Успенская церковь (1525), монастырские хозяйственные и жилые постройки, звонница (XVI-XVII века). В наше время звонница полностью восстановлена. Если повезет, то можно услышать одного из часто демонстрирующих здесь свое искусство мастера колокольных звонов.
У монастырской стены в 1642 году похоронен князь Дмитрий Пожарский. Нынешний памятник на надгробии сооружен в 1974-м.
На другом берегу Каменки, протекающей через весь город, напротив Спасо-Евфимиева находится Покровский женский монастырь, основанный в 1364 году. Ансамбль монастыря складывается из белокаменной ограды с девятью башнями, в том числе двумя башнями с каменными шатрами, уникальной Благовещенской надвратной церкви (1518) , Покровского собора (1510-1514) с пристроенной колокольней, Зачатьевской трапезной церкви (1551), нескольких монастырских зданий. Сегодня в монастыре опять можно увидеть монашек, хотя основное нынешнее назначение монастыря - ресторанное и гостиничное. Если вы никогда не жили в русской избе или номере за 100 долларов, то здесь вы сможете с успехом совместить оба эти приключения.
К югу от Спасо-Евфимиева расположен монастырь Александровский, основанный, по некоторым данным, в 1240 году самим Александром Невским. Однако единственный дошедший до наших дней храм этого монастыря (Вознесенский) датируется 1695 годом. Отсюда открывается приятный вид на Покровский монастырь. Как и в последнем, на территории Александровского монастыря ныне также зародилась очередная гостиница, правда, пониже уровнем.
Далее к югу стоит еще один монастырь - Ризоположенский. Он был основан в 1207 году суздальским епископом Иоанном и предназначался для женщин. Впрочем, сегодняшний свой вид он начал принимать значительно позже - в веке XVI, когда началась замена деревянных сооружений на каменные. Главная достопримечательность этого монастыря - Святые врата (1688) в южной, обращенной к городу стене. На территорию лучше не заходить - реставрация не закончена, и памятники старины огорчают своим состоянием. Монастырь украшен контрастирующей со всей архитектурой древнего города колокольней (1813-1819) высотой в 72 метра. Сооружение это совершенно неуместно и не обладает выдающимися архитектурными достоинствами. Скорее всего, строя ее, отцы города хотели показать, что Суздаль ничуть не хуже, чем столичный Петербург. В результате город приобрел чуждое ему по стилю сооружение.
Поехали!
Нет необходимости подробно описывать каждый суздальский памятник и уж тем более перечислять городские гостиницы и рестораны. Обо всем этом любой приехавший в город моментально узнает сам. Отметим лишь, что ценовая "вилка" в Суздале достаточно широка и город ни в коем случае нельзя считать VIP-зоной. Попасть же в Суздаль не просто, а очень просто. Из Москвы до Владимира электричкой с Курского вокзала (есть один прямой рейс в день, остальные - с пересадкой в Петушках) или автобусом. Из Петербурга до Владимира - поездом на Нижний Новгород. Из Владимира в Суздаль существуют регулярные автобусные рейсы. Расстояние всего 26 километров.
Но лучше всего, понятно, на машине. Ехать по Владимирскому тракту, у города свернуть налево, а потом еще раз налево. Дорога займет часа три.
Алексей Соколов