Рейтинг@Mail.ru
"Новороссийск": 600 погибших и ни одной доказанной версии взрыва - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

"Новороссийск": 600 погибших и ни одной доказанной версии взрыва

© Фото : public domain55 лет назад в Северной бухте Севастополя произошел таинственный взрыв линкора "Новороссийск".
55 лет назад в Северной бухте Севастополя произошел таинственный взрыв линкора Новороссийск.
Читать ria.ru в
Дзен
55 лет назад в Северной бухте Севастополя прогремел взрыв, отправивший на дно флагман Черноморского флота – линкор "Новороссийск". Загадка этой таинственной катастрофы до сих пор не разгадана.

Константин Богданов для РИА Новости.

55 лет назад, 29 октября 1955 года, в Северной бухте Севастополя прогремел взрыв, отправивший на дно флагман Черноморского флота – линкор "Новороссийск". Загадка одной из самых таинственных катастроф в истории мореплавания по сей день остается неразгаданной.

Цезарь-перебежчик

Итальянский линкор "Джулио Чезаре" ("Юлий Цезарь") заложили в Генуе в 1910 году. Верно отслужив на Первой мировой, корабль отправился на модернизацию. Ко Второй мировой старичок подошел в неплохой форме. Беспомощность и неуверенность итальянского флотского командования, обладавшего неплохими современными кораблями, но не решимостью их применить, не позволили ему отличиться в бою.

В 1943 году корабль был захвачен союзниками и поставлен на стоянку. В 1948 году по соглашению о разделе флотов держав Оси, "Джулио Чезаре" передали советскому флоту, где он и был переименован в "Новороссийск".

Корабль поступил в распоряжение советских моряков в очень плохом состоянии. Особенно скверно "чувствовали" себя корабельные коммуникации и трубопроводы. Изрядная часть документации на линкор отсутствовала, а эффективно использовать имевшуюся морякам не позволял языковой барьер: итальянский в Советском Союзе широко не изучался.

Тем не менее, корабль был выбран на роль флагмана Черноморского флота, хотя за период с 1949 по 1955 годы неоднократно ремонтировался. Освоение материальной части продвигалось. Корабль несколько раз демонстративно отправляли на выходы в море: агрессивный блок НАТО должен был видеть, что столь мощная боевая единица находится в полной готовности.

28 октября 1955 года "Новороссийск" вернулся с очередного выхода и отшвартовался в Северной бухте Севастополя. В 1:38 29 октября под носовой частью линкора раздался мощный взрыв.

Хронология бессмысленной и беспощадной операции

Через несколько минут на корабле восстановили аварийное освещение и запустили водоотливные насосы. Первый доклад ("по-видимому, взрыв бензосклада") постепенно вырисовывался в очень неприятную аварию с крупным поступлением воды. Площадь огромной пробоины в днище превышала полтораста квадратных метров. Линкор медленно, но неуклонно садился в воду носом.

В 1:46 на корабле поняли, что не справятся сами, и подали сигнал "Нуждаемся в помощи аварийно-спасательных сил флота".
В 2 часа ночи командующий Черноморским флотом адмирал Пархоменко в сопровождении ряда высших офицеров прибыл на корабль и приказал остановить начавшуюся было буксировку корабля к берегу.

Борьба за живучесть велась упорно, но отвратительно: сказывалась то ли плохая выучка личного состава, то ли невысокий уровень владения материальной частью, то ли бессодержательный невроз высокопоставленного начальства.

В 2:32 корабль начал крениться на левый борт. Этому пока не придали значения.

К трем часам ночи линкор сел в воду носом по вторую башню главного калибра. Крен на левый борт потихоньку рос. Был отдан приказ на контрзатопление кормовых отсеков для выравнивания осадки.

В 3:45 командующий эскадрой контр-адмирал Никольский в очередной раз запросил у Пархоменко разрешения на вывод с корабля личного состава, непосредственно не занятого в борьбе за живучесть (свыше 800 человек), но получил категорический отказ. Как впоследствии объяснял Пархоменко, он до последнего надеялся, что корабль удастся спасти, и не мог допустить и самой мысли о его оставлении.

Попытки буксировать полузатопленный линкор оказались безуспешны. В 3:50 резко пош ел в воду нос, обнажив перо руля. Начал расти крен на левый борт, контрзатопление отсеков правого борта ни к чему не привело. В 4:12 палуба вздыбилась настолько, что по ней начали "ехать" незакрепленные предметы. Крен нарастал. Раздался четкий начальственный голос кого-то из адмиралов "Все в воду!", но было уже поздно. В 4:15 «Новороссийск» опрокинулся и затонул.

В катастрофе погибло свыше 600 человек. При этом в момент взрыва и сразу после него погибло, по оценкам комиссии, от 50 до 100 человек. Остальные – жертвы опрокинувшегося корабля. Не больше десятка человек из числа запертых в низах удалось вытащить водолазам. По свидетельствам очевидцев, стуки из полузатопленных отсеков перевернувшегося корабля доносились до 1 ноября.
Летом 1956 года корабль подняли и без промедления передали промышленности для разборки на металл. Подробного изучения останков корабля после подъема не велось.

Версии и мифы

Официальная версия комиссии по расследованию катастрофы – взрыв немецкой донной мины. Акватория севастопольского порта на тот момент действительно была сильно замусорена "эхом войны": так, в ходе обследования дна бухты на протяжении тр ех лет после взрыва "Новороссийска" нашли 19 немецких мин, из них три – в непосредственной близости от его якорной стоянки.

Однако у этой версии масса нестыковок. Во-первых, все найденные на тот момент мины уже вышли из строя из-за разрядки источников питания, коррозии корпусов и взрывателей. Во-вторых, на этом месте постоянно швартовались крупные корабли (в том числе десять раз – сам "Новороссийск") – почему же не сработала мина? Совершенно непонятна и ситуация с массой свидетельских показаний, утверждающих, что взрывов было два, и интервал между ними составил меньше секунды. Традиционное объяснение этого факта – взаимная детонация двух близко расположенных мин – представляется сомнительной. Поначалу е е попытались списать на взрыв погребов главного калибра, но уже первые спуски водолазов подтвердили, что тяж елые снаряды лежат под водой в целости и сохранности.

Итак, официальная версия шита белыми нитками. Или, если говорить с меньшим градусом подозрений, комиссия так и не смогла объяснить все обстоятельства таинственного взрыва.

Как это всегда случается вокруг загадочных происшествий, махровым цветом расцвели теории заговора. Надо сказать, некоторые элементы этих теорий выглядят правдоподобнее официальной версии гибели корабля (хотя и не становятся от этого менее параноидальными).

Например, расхожая молва связывает гибель «Новороссийска» с местью прежних хозяев – итальянцев. Называется и подходящий исполнитель: "черный князь" Валерио Боргезе, бывший командир 10-й флотилии штурмовых сил – подразделения итальянских боевых пловцов, добившихся в ходе Второй мировой войны заметных успехов в диверсионной деятельности на море.

В качестве других возможных "убийц" приводились и британские боевые пловцы. Формальной причиной этому назывались работы по созданию ядерных боеприпасов для 320-мм орудий линкора, что делало его мощным средством ведения морской войны и поддержки десантных операций на Ч ерном море (а там и Средиземное недалеко). Якобы поэтому британские подводные диверсанты уничтожили линкор прямо в базе, да ещ е и с особым цинизмом – под праздник 7 ноября.

Вот только график перемещений «Новороссийска» по гавани в день, непосредственно предшествовавший взрыву, отличался некоторой незапланированностью и никак не позволил бы диверсантам заложить свыше тонны тринитротолуола на стоянку заранее. Это уже не говоря о тех чисто технических сложностях, с которыми столкн ется любой командир, планирующий столь дерзкую операцию на территории противника.

Куда интереснее версия со "спящей" диверсией. Согласно ней, итальянцы перед передачей корабля советской стороне заложили на н ем крупные заряды взрывчатки. Этой версии придерживается, например, капитан 2-го ранга Юрий Лепехов, служивший в 1949 году на "Новороссийске". Он утверждает, что ряд помещений линкора, расположенных как раз в носовой части и доступных согласно общему плану корабля, оказались наглухо заварены, прич ем сварной шов выглядел очень свежим. Лепехов доложил о своих наблюдениях по начальству, но реакции не последовало.

Такой "секретный" заряд, правда, вс е равно требует мощного внешнего взрыва для детонации. А свидетельства водолазов указывают на то, что металл обшивки в месте пробоины был загнут внутрь, а не наружу, что опять-таки указывает на то, что основной заряд взрывчатки находился под днищем.

Есть и совсем детективные версии. Так, по одной из них, "Новороссийск" погиб в результате тщательно спланированной и блестяще провед енной диверсионной операции... советских спецслужб, решивших дискредитировать высшее руководство советского флота во главе с адмиралом Кузнецовым. Необходимость такого шага якобы вытекала из потребности в радикальном сокращении расходов на военный флот в условиях раскручивающейся ракетно-космической гонки.

Как нетрудно заметить, ни одна из этих многочисленных версий не годится хотя бы в качестве "основы" для дальнейшего изучения. Да и изучать-то нечего: поднятый корабль спешно отдали в переплавку, без всякой экспертизы. Набор же свидетельских показаний и материалы комиссии внутренне противоречивы, а объяснения – неполны. Северная бухта Севастополя уже 55 лет хранит свою тайну, которую, похоже, так и не удастся раскрыть.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала