Андрей Федяшин, политический обозреватель РИА Новости.
Последний осенний саммит Евросоюза в Брюсселе 28-29 октября все-таки согласился подкорректировать многострадальный Лиссабонский договор о реформе ЕС (номинальная конституция Евросоюза), с «примеркой» которого на всех 27 членов бились почти десять лет - с 2001-го, и с трудом втиснули в него сообщество только 1 декабря 2009-го. Т.е. договору нет еще и года – не очень-то долгое время для действия европейской конституции. Даже привыкнуть не успели. А оказалось, что надо ее «перешивать».
Совсем не потому, что договор «неудобен» всем, а потому, что в нем тесно двум «самым равным» - Германии и Франции. А в ЕС еще не было такого, чтобы два главных донора сообщества не смогли убедить партнеров в том, что нечто не подходящее им не может носиться и остальными.
Собственно, решение о перекройке они согласовали на своей последней рабочей встрече во французском Довиле еще неделю назад. И объявили, что будут добиваться укрепления европейской финансовой дисциплины, юридической фиксации в Лиссабонском договоре постоянного механизма финансовой помощи членам Еврозоны (такого не было) и даже лишения финансово проштрафившихся стран (превышающих установленные потолки госдолга и дефицита бюджета) права голоса в ЕС.
Похоже, прошло - вернее, пройдет - все, кроме последнего пункта. ЕС создаст постоянный механизм антикризисного регулирования и будет выборочно применять штрафные санкции к тем государствам, которые превышают дефицитные и долговые пороги. Лишать их голоса сочли за слишком уж кардинальную меру. Берлин и Париж легко согласились смягчиться, что явно говорит о том, что такая «жертва» была приготовлена как разменная монета, чтобы упражнение не выглядело совсем уж как франко-германский диктат.
Сундук для бедных впишут в конституцию ЕС
И до мирового финансового кризиса у ЕС, конечно, были деньги «на взаймы отстающим». Беда в том, что не было юридических основ на их выделение. Видимо, не думали раньше, что кризисы евро таких масштабов вообще возможны. Теперь вот приходится править конституцию.
Речь идет, прежде всего, о конституционном (в Лиссабонском договоре) закреплении создания постоянного финансового фонда помощи членам Еврозоны, бюджетные проблемы которых грозят «утопить» единую валюту и вызвать тем самым катастрофические экономические последствия.
Такой «чрезвычайный банк» помощи отстающим вырастет из временного Европейского фонда финансовой стабильности, созданного в этом году ради спасения полуразорившейся Греции (была выделена помощь в 110 млрд евро) и стабилизации бюджетов на треть обанкротившихся Испании, Ирландии, Португалии и пр. (общий фонд в почти 500 млрд евро). Срок существования такого фонда закончится в 2013-м году. Как раз на конец 2012-2013-й и запланировано закрепление поправок к Лиссабонскому договору. Фонд будет создан из вкладов МВФ, ЕС и частных банков.
Германии такая легализация общеевропейского банка вспомоществования была нужна, поскольку, в принципе, до сих пор все финансовые меры по спасению европейских транжиров типа Греции отдавали полузаконной чрезвычайщиной. В «уставе» ЕС вообще не было никаких положений о необходимости спасать штрафников путем выкупа их внешних долгов. Канцлеру Меркель за согласие «помочь» Греции «кровными, немецкими евро» ее противники грозили конституционным судом. Немцы, автоматически перенесшие свою любовь к пфеннигам на любовь к евросантимам, были тоже очень недовольны тем, что из-за каких-то там греков в карман лезут к ним. Это обычно тяжело сказывается на выборах.
Николя Саркози согласился поддержать фрау канцлерин, но только после того как она сняла свое требование автоматически вводить штрафные финансовые санкции против любых стран еврозоны, превышающих потолок дефицита (3% от ВВП) и потолок госдолга (60% от ВВП). «Тяжесть вины» будут, по настоянию Саркози, рассматривать в каждом отдельном случае с учетом обстоятельств.
Что, в общем, понятно. Какой может быть автоматизм, если у французов дефицит под 8% и долг 78% от ВВП. У британцев соответственно 68% и 11.5%. У Ирландии дефицит за 14%, более 13% у Греции, за 11% у Испании, за 5% у Италии, Бельгии, Польши, Португалии, Чехии, Венгрии, Словакии. У самой Германии он 3,3% при госдолге в 73%. Только «скандинавские сестры» Дания (2,7%), Финляндия (2,2%) и Швеция (0,5% - европейский рекордсмен), да исключительно передовой Люксембург (0.7%) выдерживают дисциплину.
Как изменить неизменяемый договор?
В общем, оказывается, все довольно просто. Если очень надо. Поразительная это вещь – Европейский Союз. Навряд ли где еще можно найти такую крепкую самосохраняющуюся и саморегулируемую систему, которая умудряется выбираться из любых кризисов, а их поверьте, было много.
По идее, Лиссабонский договор о реформе, подписанный еще в 2007-м и вступивший в силу 1 декабря 2009-го, не должен меняться вообще. А если в него вносятся изменения, то они должны быть согласованы и одобрены на основе консенсуса всеми 27 государствами, Европейской комиссией (правительство ЕС), потом заново ратифицированы их парламентами и Европейским парламентом.
При одном лишь упоминании того, что «Лиссабон» в целом надо будет снова отдавать на растерзание национальным законодателям или, не дай бог, на национальные референдумы – большинство членов ЕС бросало в дрожь. Новой серии референдумов он просто не пережил бы.
Европейская Конституция 2007-2009-го уже подвергалась «мукам» референдумов, была отвергнута в 2005-м во Франции и Голландии, дважды выносилась на референдумы в Ирландии. Лиссабон же отменяет консенсусную систему голосования и вводит новую систему по формуле квалифицированного или «двойного большинства», т.е. лишает строптивые страны восточной Европы права ветировать любые решения. Система начнет действовать с 2014 года. По ней решение считается принятым, если за него проголосовали представители 55% государств ЕС, в которых проживает не менее 65% населения. Плюс вводится не ротируемый, а постоянный (на два с половиной года) пост президента ЕС.
Теперь, похоже, Лиссабон будет перекроен через то, что в Брюсселе называют «упрощенной ревизионной процедурой». Аппарат Еврокомиссии и председателя ЕС должны до следующего саммита ЕС в декабре провести консультации со всеми членами и выработать ратификационные рекомендации.
Скорее всего, к договору будет добавлена краткая поправка, которая потребует только одобрения правительств стран-членов и ратификаций в парламентах, а не пересмотра всего договора. Без всяких референдумов. Такую поправку, как говорят, могут оформить как дополнение к положению о присоединении к ЕС Хорватии в конце 2012-го года. Ее-то, а не весь договор, и надо будет ратифицировать.
Оказывается «похищение Европы» и ее переоборудование под себя не такая уж и сложная вещь. Если этим совместно займутся Берлин и Париж.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции