Рейтинг@Mail.ru
За что вузы платят налог на прибыль - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

За что вузы платят налог на прибыль

© РИА Новости / Владимир ФедоренкоОбсуждение наглядно продемонстрировало, что отсутствие некоторых необходимых статей в законе может стать преградой инновационному развитию не только вузов, но и страны в целом.
Обсуждение наглядно продемонстрировало, что отсутствие некоторых необходимых статей в законе может стать преградой инновационному развитию не только вузов, но и страны в целом.
Читать ria.ru в
Продолжается обсуждение нового интегрированного закона «Об образовании в Российской федерации». Оно показало, что тсутствие некоторых необходимых статей в законе может стать преградой инновационному развитию не только вузов, но и страны в целом.

Наталья Иванова-Гладильщикова, специально для РИА Новости.

Продолжается обсуждение нового интегрированного закона «Об образовании в Российской федерации». Уже состоялись Парламентские слушания, законопроект обсуждался в Российском Союзе ректоров, в Общественной Палате. Одной из ключевых тем стало состояние высшего образования. Обсуждение наглядно продемонстрировало, что отсутствие некоторых необходимых статей в законе может стать преградой инновационному развитию не только вузов, но и страны в целом.

Университеты и оборудование

Университеты теперь сильно отличаются друг от друга. Есть просто университеты, а есть привилегированные. Привилегии имеют: МГУ и СПбГУ, получившие особый статус; национальные исследовательские университеты, которые выиграли государственные деньги на свое развитие; и Федеральные университеты, составленные из нескольких вузов (им тоже положено особое финансирование).
Так вот, в новом законе «Об образовании» отсутствует одна очень важная статья. Можно смело сказать, что ее отсутствие тормозит инновационное развитие страны в целом. Это статья об отмене налога на прибыль для вузов, которым фирмы безвозмездно передают суперсовременное оборудование.

Президент МГТУ имени Баумана Игорь Федоров (а это – национальный исследовательский университет) сказал: «Я не могу понять, почему, когда нам предприятия готовы передать свое новое высокотехнологичное оборудование, мы должны за него платить налог на прибыль? Учитывая, что стоимость такого оборудования чрезвычайно высока, этот налог просто неподъемен для вузов. И этот тормоз мы никак не можем преодолеть».

Самое необъяснимое заключается в том, что даже то оборудование, которое Бауманка покупает за бюджетные деньги, выделяемые им как национальному исследовательскому университету, тоже облагается налогом на прибыль.

Это неразрешимый вопрос для любого крупного технического вуза. Мы много раз слышали и от профессуры, и от студентов, что в вузе их больше всего привлекает возможность работать с новейшим оборудованием. Из-за отсутствия такой возможности многие профессора уезжают на Запад. Нельзя сказать, что только из-за зарплаты: серьезные ученые чаще всего бессребреники. Один знакомый физик-экспериментатор из МГУ только из-за этого уехал в конце 90-х работать на Запад. Теперь он – профессор Стэнфорда.

Лоббисты нового закона утверждают: такая статья должна быть не в законе «Об образовании», а в бюджетном и налоговом кодексах. На это президент Бауманки ответил: прежде всего, это должно быть в законе «Об образовании». Ведь такая статья – поддержка образования. А дальше - соответствующие изменения уже появятся в налоговом и бюджетном Кодексах.

Прочие «мелочи», которых нет в законе

Утверждение о том, что никаких упоминаний о деньгах или цифрах в законе быть не должно (все это должно содержаться в Кодексах) вызывает сомнение. Такие статьи должны быть и там, и там.

В проекте закона не говорится, какая часть бюджета будет выделяться на финансирование образования. Или: какой будет студенческая стипендия, а какой – плата за общежитие…

А если о чем-то таком и сказано, то слишком общо, неконкретно, что дает возможность вольно толковать закон. Например, есть статья о введении образовательного кредитования. Но авторы не указывают, какой будет ставка по кредиту; сколько лет его можно будет погашать и на каких условиях.

Глобальное

Председатель комиссии по образованию Общественной палаты, ректор ГУ-ВШЭ Ярослав Кузьминов считает, что закон должен помочь улучшить качество высшего образования, решить проблему псевдообразования. А потому нужно обязать все образовательные учреждения открывать полную информацию о себе. А еще перейти к реальной государственной итоговой аттестации. Сейчас она представлена одной персоной, которая подписывает диплом. Должны быть комиссии, назначаемые государством.

Чтобы такая внешняя аттестация стала действительно возможной, нужны внятные профессиональные стандарты. Это стандарты направлений профессионального образования (экономист, историк, медик), которые должны быть разделены профессиональными стандартами (работник фондового рынка, учитель истории, педиатр).

Профессиональные стандарты – это те, которые задает профессиональное сообщество. В них нужно гарантировать предоставление минимума академических и профессиональных компетенций, которые общество и государство смогут проверить. Это – ключевой вопрос наведения порядка в сфере профессионального образования.

А, кроме того, в закон нужно записать, что фундаментальные поисковые исследования в вузах (наряду с институтами РАН) должны финансироваться государством. Иначе у нас никогда не будет исследовательских университетов. На сегодня же никаких долгосрочных программ финансирования у вузов нет.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала