Владимир Овчаренко, владелец одной из самых успешных столичных галерей, «Риджины», рассказал о своем новом проекте - международной ярмарке современного искусства Cosmoscow, которая пройдет с 17 по 19 декабря в новом выставочном пространстве на Красном Октябре, а также о главной проблеме этой затеи - отсутствии позитива в обществе. Беседовала Ирина Саминская.
- Давно появилась идея новой ярмарки?
- Идея витала в воздухе: до сих пор Москва не имеет хорошей ярмарки с хорошими западными галереями. Есть ярмарка локальная – а есть ярмарка международного уровня, в которой мы все нуждаемся. Вот такую ярмарку, которую мы называем арт-шоу, и будем делать теперь в Москве.
- У Вас был какой-то конкретный пример перед глазами?
- Конечно, мы знаем, как устроены и большие, и маленькие ярмарки, во многих принимали участие, прекрасно разбираемся в механизме внутри – он непростой, но мы будем стараться сделать все на хорошем уровне. А кальки нет: мы делаем свою ярмарку, у нас все другое, поэтому она так и называется - Cosmoscow. И погода у нас другая, и снег другой в декабре.
- Не было мысли вместо Москвы освоить провинцию?
- Честно говоря, удалиться из Москвы - это из области абстракции. Рынок всего и вся - это Москва, с этим не поспоришь, поэтому делаем в своем родном городе, в котором заинтересованы и который еще нуждается в большем количестве культурных мероприятий.
- Вы одни из первых перестали участвовать в «АРТ-Москве». Чем она не угодила?
- Есть ряд обстоятельств, которые не способствовали ведению переговоров, ну и потом само здание Центрального дома художника. То его собирались сносить, то потом передумали. Но оно нуждается в генеральной реконструкции, в отмывании всей этой совковой грязи, вот это стопроцентрый факт.
- А новая площадка, старая фабрика «Красный Октябрь», в отмывании не нуждается?
- Дело в другом, «Красный Октябрь» запускает новую выставочную площадку в своем здании, и наша ярмарка станет первым проектом. Есть возможность внутри что-то оборудовать, чтобы искусство выглядело правильно, оно ведь требует некой стерильности вокруг. В ЦДХ есть то, что ему мешаети что вы никак не уберете - старые потолки, да даже воздух весь. Много обстоятельств, может даже шлейф от всевозможных шуб, антикварных и медовых предприятий. Как-то там очень тяжело.
- Какая главная проблема при организации подобного проекта?
- Очень сложно все это. Технически-то мы все решим - приедут хорошие галереи, они нам доверяют. Но вот как отреагирует наша московская публика? У нас ведь сейчас разные поветрия, какой-то там консерватизм. Я хочу сказать - приходите. Если вы действительно хотите показать, что город, в котором вы живете, динамично развивается, то приходите и смотрите. Потому что это и есть главная инновация в современном мире: искусство всегда было и остается авангардом. А после ярмарки все разъедутся, удут обсуждать, и это сильно повлияет на имидж города и страны. Но время проведения – предновогоднее, хочется позитивного настроя, над которым и будем работать.
- Прессе вы сообщаете, что ярмарка ориентирована на профессионалов. А обычные любители смогут туда попасть?
- Пока мы не очень понимаем, как устроится билетная история, но артшоу будет работать в субботу и воскресенье. На открытие, конечно, будут профессионалы, а потом все смогут посмотреть.
- Готовы ли русские коллекционеры покупать современное русское искусство и не ориентироваться на Запад?
- Поймите, современное искусство не предполагает деления на русское и не русское. Все работают в общем пространстве, и конкуренция между идеями – глобальная. Другой разговор, что если американец решается собирать коллекцию, то начинает он с американцев, немец – с немцев, а русские – с русских. Как бы то ни было, на ярмарке планируются и русские галереи, поэтому будет интересно посмотреть на это партнерство и столкновение, оценить, сравнить.
- Почему вы выделили для русских квоту в одну четвертую от общего количества участников?
- Во-первых, это связано с ограничением самой площади: получится около тридцати галерей, из которых двадцать международных и десять - русских. Из крупных - Place из Нью-Йорка, Contemporary Fine Arts и Sprüth Magers из Берлина и другие, а из наших - пока не могу сказать. Сейчас ведем переговоры с западными галереями, так как именно это придает новизну проекту.
- Ярмарку вы сделаете, а чего еще не хватает в художественной Москве?
- Первое - музей современного искусства, а второе - образование в области современного искусства, остальное - производные. Все, кто хочет получить соответствующее образование, уезжают в другие страны. Очень удивительно, что никому из сильных мира нашего не пришла эта идея в голову. Даже в Киеве Пинчук смог организовать. Казалось бы, у нас есть бойцы и покрепче - а вот до сих пор никто не заинтересовался. Грустно с этим делом, но мы делаем, что можем. Может вот наша ярмарка сподвигнет кого-нибудь: придет, увидит и скажет - слушай, а нельзя все это закупить на постоянной основе? Для этого и делаем не где-нибудь, а здесь, потому что здесь должна быть живая ситуация. Ведь есть же люди, которые не хотят никуда уезжать, вот для них и будем стараться. Может, свежие люди в рядах мэрии и придадут импульс.
- Что с бизнес-составляющей проекта?
- Если говорить про бизнес, это очень рискованный проект. И конечно, мы не предполагаем прибыли; возможно, будут и убытки. Но если мы создадим вокруг этого проекта интересную историю, то уже весь следующий год потратим на создание более масштабного мероприятия. Это сейчас эксперимент, интересный и захватывающий.