Николай Троицкий, политический обозреватель РИА Новости.
Александр Солженицын проходит типичный посмертный путь классика русской литературы. На этой неделе завершился очередной этап этого пути: "Архипелаг ГУЛАГ" включен в школьную программу. Сделано это было по поручению главы правительства Владимира Путина. Таким образом, он выполнил обещание, данное вдове писателя Наталье Солженицыной.
У него сложились особые отношения с Солженицыным при жизни последнего. Путин был единственным правителем России, из рук которого писатель согласился принять Государственную премию и о деятельности которого отзывался всегда положительно. Впрочем, судьбу книги, скорее всего, решило не это обстоятельство, а самодостаточная значимость произведения.
Путин на встрече с Натальей Солженицыной заявил, что включение "Архипелага" в программу школы – "знаковое событие". И добавил: "Без знания того, что здесь (в книге) изложено, у нас не будет полного представления о нашей стране, и мы с трудом сможем думать о будущем".
С этим нельзя не согласиться. Правда, изучать новейшую историю России только по "Архипелагу ГУЛАГу" – это тоже был бы односторонний подход. Но книгу, основанную на личных воспоминаниях и письмах бывших узников, проходить будут все-таки по литературе, а для устранения перекоса и дополнения документальными материалами существуют уроки истории.
Приход этой книги Солженицына в школу вызвал неоднозначную реакцию в обществе. Понятно, что этим недовольны коммунисты, но после того, как их лишили монополии на истину, они могут удовлетвориться тем, что им не мешают высказывать свою точку зрения в рамках плюрализма. Да тут проблема не в идеологии. Мнение тех, кто отрицает сам факт существования ГУЛАГа в том виде, в каком он описан в этом произведении, можно не учитывать.
Другие наблюдатели и комментаторы выражают сомнение: не слишком ли это сложная книга для школьников? Но при таком подходе можно было бы исключить из школьной программы по литературе, например, и Достоевского со Львом Толстым. Тоже, знаете ли, "непростые" писатели. Причем проходят их несколько раньше, чем в 11-м классе, когда и планируется знакомить школьников с "Архипелагом".
К 16-17 годам, как правило, мозги уже начинают работать самостоятельно, а личность, в основном, формируется. Наивно было бы полагать, что ужасы ГУЛАГа окажут разрушительное воздействие на психику молодых людей, которые насмотрелись ужастиков и кровавых боевиков.
Кроме того, Наталья Солженицына специально подготовила для школ адаптированную версию книги, сократив ее в четыре раза. Ни в коей мере не приходится сомневаться в редакторских талантах вдовы писателя. У нее накопился богатейший опыт работы с произведениями мужа.
Но все-таки эта адаптация слишком похожа на перестраховку. Входит же в программу «Война и мир» без всяких сокращений. А этот роман гораздо объемнее, чем "Архипелаг ГУЛАГ".
Существует ли такая опасность, что включение в программу и обязательность чтения и изучения отобьет всякий интерес к книге Солженицына? Вполне возможно, но за это не может нести ответственность ни писатель, ни Министерство образования. Тут уж все зависит от педагогов. Плохой учитель в состоянии отбить охоту читать самую хорошую и увлекательную книгу.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции