Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Сорок пять лет как прощены: евреи, казненный Бог и Евросоюз

© РИА Новости / Андрей Стенин / Перейти в фотобанкТак или иначе, евреям в империи эту резню не простили и подняли дело на высокий уровень – да вы же казнили бога! - в том числе зафиксировали это в молитвах.
Так или иначе, евреям в империи эту резню не простили и подняли дело на высокий уровень – да вы же казнили бога! - в том числе зафиксировали это в молитвах.
Нет истории поучительнее на свете, чем история отношения европейцев (читай – христиан, или католиков) к еврейскому народу. Хотя бы потому, что никакие другие цивилизации ничего подобного даже и помыслить не могли.

Дмитрий Косырев, политический обозреватель РИА Новости.

Если вам хочется понять, например, что за странные вещи происходят между Россией и Евросоюзом, почему с нашей стороны время от времени доносится клич – «мы же ваши, европейские», а в ответ – много вежливых слов, за которыми полное неприятие (и так уже больше трехсот лет)… То подобно тому, как психиатр старается проникнуть в детство человека и спрятанные там страхи и вину, так же историк существует для того, чтобы знать затаенные комплексы целых цивилизаций. В нашем случае – болезненное прошлое европейской цивилизации по части «своих» и «чужих». И нет истории поучительнее на свете, чем история отношения европейцев (читай – христиан, или католиков) к еврейскому народу. Хотя бы потому, что никакие другие цивилизации ничего подобного даже и помыслить не могли.

Начнем с того, что в этот четверг евреи ровно сорок пять лет как не просто освобождены от вины за распятие Иисуса Христа – сорок пять лет назад Ватикан принес покаяние за несправедливость, длившуюся примерно четырнадцать веков (об этой странной цифре потом).

Даты тут условны – можно, как в данном случае, отсчитывать от декларации «Nostra aetate», принятой Вторым Ватиканским собором (1962-65). А можно – от молитвы Папы Иоанна XXIII о евреях (30 сентября 1965 г.), в которой говорилось: «Так прости же нам приговор, который произносили мы иудейскому народу, произносили с такой жестокостью и несправедливостью. Прости нас, что мы распяли Тебя этим самым второй раз. Прости, ибо не ведали, что творим…» Наконец, можно вести отсчет от признания Ватиканом Израиля 30 декабря 1993 г. (а до того ведь не признавали – как Иран не признает сегодня!), или от визита Иоанна Павла II к Стене Плача. При том же понтифике из католических молитв удалили соответствующие пассажи насчет евреев.

Но ведь до того они, век за веком, были! Почти полторы тысячи лет христиане обязаны были считать целый народ, в том числе младенцев, проклятым по причине того, что в 33-м году нашей эры группа товарищей из Иерусалима отдала на казнь Иисуса. О чем, возможно, немалая часть населения города тогда и не слышала, занятая своими делами.

В принципе это невероятно. Невероятно для любого, кто изучал историю мира целиком. Ни одна из более старых цивилизаций ничего подобного не делала – войны и грабежи были, но между ними совместное проживание людей разных наречий и религий было вполне обычным, да без него и невозможно, замрет торговля, перестанут поступать налоги, государство умрет.

Все старались селить «иных» в отдельные кварталы. Все считали, что «свои» — это все же свои. То есть лучше. Но бессрочно проклясть целый народ?

Может быть, дело в том, что европейская цивилизация – поздний продукт древнеегипетской и зороастрийской, то есть иранской – унаследовала от них специфическую, ключевую роль жрецов в государственном управлении, а больше этого не было нигде?


А теперь насчет четырнадцати столетий. Здесь, в порядке примечания, важно понимать, что никаких «двух Римов» не было – была одна Римская империя, сначала со столицей в Риме, а потом, поскольку Рим постоянно грабили варвары, до 1453 года столица была в Константинополе. Позже этот, второй римский период историки назвали «византийским». То была, вдобавок, цивилизация, с боями и мучениями менявшая религию с языческой на христианскую. И вот в 614-м году, во время очередной войны Рима (Константинополя) с иранцами, последние взяли входивший в состав империи Иерусалим. Там вспыхнуло сначала восстание христиан, которые убивали иранцев – и иудеев, а потом восстание иудеев, которые уничтожили до 90 тысяч христиан.

Ничего в этом хорошего, конечно, не было, но история всех стран полна эпизодами резни. И потом, кто сказал, что евреи – ангелы? Вовсе нет. И сейчас вот строят свои поселения не там, где надо, захватывают какие-то там гуманитарные корабли… Ангелов, вообще хороших (так же как и плохих) народов, нет. Все люди.

Так вот, иерусалимская резня случилась в эпоху, когда западная цивилизация переживала очередной (не последний) припадок самоуничтожения на почве правильности догмата. Тогда о боге спорили даже Константинополь и Александрия, империя трещала и разваливалась от внутренней ненависти. Так или иначе, евреям в империи эту резню не простили и подняли дело на высокий уровень – да вы же казнили бога! — в том числе зафиксировали это в молитвах. В последующие века, когда северо-западные окраины Рима окончательно отпали от него и начали создавать настоящую, ту самую, сегодняшнюю Европу, сложилось два христианства – но проклятие евреям западники тоже взяли себе, как и вообще всю культуру Константинополя и прочих римских территорий.

Иностранец, «иной» в чужой земле всегда будет иметь сложности. Вопрос в степени ненависти. Вот вам эпизод европейской истории: в стране, сегодня называемой Испанией, века этак с восьмого жили христиане, арабы и евреи. У всех были свои кварталы, а то и города и деревни. Выясняли отношения по-всякому, но в целом соседствовали. И вот 1492 год, власть берут христиане. Евреям становится плохо: их или насильственно обращают в христианство, или… И куда же побежали с Пиренейского полуострова евреи? А к мусульманам, к туркам, в бывший Константинополь и окрестности. И спокойно там жили.

Ненависть к «чужим» вообще была явной чертой создававшейся Европы. И когда крестоносцы, шедшие захватывать Иерусалим, попутно ограбили и уничтожили Константинополь в 1204 году (чудо, что он через полвека возродился). И когда в 13-м веке молодая Европа (в лице того же Ватикана) не просто испугалась Чингисхана, но попыталась изобразить его воинство в виде грязных нелюдей, живущих в степи и питающихся, извините, собственными вшами. И когда европейцы, то есть Ватикан, отдали Константинополь на съедение туркам в 1453 году. Это было очень важно – чтобы всегда были свои и чужие, последние – во всем вечно виноватые нелюди. И не надо говорить, что века были весьма средние: достаточно посмотреть на опыт более заслуженных цивилизаций – китайской, индийской и прочих – чтобы почувствовать разницу. В Китае антисемитов не было.

В итоге самоедство Европы привело к образованию протестантизма, потом – созданию Америки (с ее особой любовью к евреям), ко многим другим событиям. А Ватикан начал всерьез меняться и каяться только 45 лет назад.

Сейчас европейцы паникуют о провале мультикультурализма, то есть «затоплении» субконтинента мусульманами. Что-то опять не получилось. И искренне не могут понять, почему россияне – в такой-то сложный момент развития западной цивилизации! — лезут к ним со своей российской европейскостью.

С чужими – одни проблемы, словом.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Рекомендуем
РИА
Новости
Лента
новостей
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала