МОСКВА, 27 окт - РИА Новости, Оксана Прупис. Фильм "Брестская крепость", выходящий на российские и белорусские экраны ко Дню народного единства и согласия, его создатели считают картиной о тех, кто никогда уже не заговорит, но чье дыхание всегда будет слышно за спиной.
Эта лента - хроника самых первых дней Великой Отечественной войны, снимавшаяся непосредственно на месте событий - у Брестской крепости, которая приняла на себя первый удар в ночь с 21 на 22 июня 1941 года и выдержала чудовищный артиллерийский обстрел, не прекращавшийся несколько суток. Фильм основан на одноименной книге Сергея Смирнова, отца автора "Белорусского вокзала" Андрея Смирнова, которая считается одним из самых достоверных источников знаний о событиях тех дней.
Автором идеи и генеральным продюсером картины стал председатель телерадиовещательной организации Союзного государства Игорь Угольников. Режиссером был Александр Котт, автор сериалов "Цирк", "Родственный обмен", "Герой нашего времени". В главных ролях снялись Андрей Мерзликин, Павел Деревянко и Александр Коршунов. Сценарий писался с использованием военных архивов и воспоминаний очевидцев.
Одна на всех, мы за ценой не постоим
"Что было там на самом деле - никто не знает и не узнает. Те, кто это пережил, ветераны, в основном молчат. А те, кто говорит, очень часто существует в собственном мифе. Мы опирались на документы, на воспоминания и на книгу Сергея Смирнова, на те документы, которые есть в мемориале", - объяснил РИА Новости Александр Котт.
По его словам, запуская фильм, он "действительно не знал, что там происходило".
"Всегда во всем, что касается войны, была какая-то надежда. В фильмах, книгах мы знали, что мы победим. А вот оказаться в положении, когда нет уже ничего, в том числе и надежды, которая, как известно, умирает последней... Как себя вели люди, оказавшись в этой ситуации, я не знал. Немцы не понимали, почему крепость держится, зачем люди сражаются. Я тоже до сих пор не понимаю, почему они там сражались", - признался режиссер.
В итоге пришлось много работать с архивными документами, в том числе и с немецкими.
Как рассказал РИА Новости Угольников, при создании сценария "советовались прежде всего с собственной совестью, с исторической правдой и своим ощущением: как должен быть показан этот трагический момент начала войны".
"Фильм создан с абсолютной достоверностью и документальностью; мы не имели права сделать ни единого шага в сторону. Это касается и самого сценария, и подбора актеров, вооружения, костюмов, декораций", - уверяет продюсер.
По его словам, внутри крепости была выстроена уникальная декорация, состоявшая из трех слоев, изображавших мирное время, начало обстрела и окончательное разрушение.
"До съемок Саша проделал огромную работу над сценарием, а главное - сделал подробнейшую раскадровку фильма. И, увидев фильм фактически нарисованным на бумаге, я понял, что Саше можно полностью доверить процесс", - добавил продюсер.
Нас ждет огонь смертельный
Как рассказал Угольников, при довольно скудном, на его взгляд, бюджете в 225 миллионов рублей, создателям "Брестской крепости" удалось снять качественные "огневые" сцены.
"Объем пиротехники, работа каскадеров, оружейщиков - поистине уникальная для нашего нынешнего кино. Скудный бюджет, который у нас был, не позволял нам сделать это максимально, как мы с Сашей нафантазировали себе. Но все, что могли, мы сделали", - убежден он.
Продюсер рассказал, что деньги на производство фильма Союзное государство выделило еще в 2007 году, а съемки должны были начаться в 2008-м, однако целый год ушел на утверждение и переделывание сценария, и заключение договоров с сопроизводителем, "Беларусьфильмом".
"И мы не успели снять в 2008 году. И я вышел с предложением к совету министров Союзного государства, чтобы нам разрешили эти деньги использовать в 2009-м. И что удивительно - нам разрешили это сделать. А совсем было для меня потрясением, когда в марте этого года мы вышли с предложением, что нам не хватило этой суммы, чтобы к 22 июня закончить постпродакшн - работу компьютерщиков, озвучку, окончательный монтаж, подготовку фильма к премьере и прокату. И Совет министров в Бресте 16 марта 2010 года нам выделил срочным порядком еще 28 миллионов российских рублей", - рассказал Угольников.
Как он признался, "чтобы осилить столь большую задачу, одной студии компьютерной графики не хватило, и к работе были привлечены все студии компьютерной графики Москвы".
"Каждый брал себе отдельный сегмент - кто-то делал самолеты, кто-то взрывы, кто-то посадки, кто-то занимался дымами. Нам с Сашей было очень важно собрать это все так, чтобы смотрелось едино. И еще очень важно было сделать компьютерную графику так, чтобы зритель не разбирал, где она, а где живая съемка. Нам было очень важно, чтобы зритель с первого до последнего кадра был поглощен этим фильмом и чувствовал себя участником событий", - объяснил продюсер.
"Конечно, сделать взрыв бомбы в 1800 килограмм, которую немцы сбросили на Брестскую крепость, без компьютерной графики было нельзя. Этот взрыв снимался частями на полигоне, потом компьютерщики все это собирали, дорисовывали. Работа была интересной, во многом уникальной. Но итог, который видит зритель, надеюсь, будет воспринят очень органично", - добавил он.
Угольников, который участвовал в производственном процессе от начала и до конца, не вмешиваясь только в съемки, констатировал, что никогда не бывает полностью удовлетворен собственной работой, однако в этой картине каждая мелочь была выполнена именно так, как надо.
Режиссер также подтвердил, что верность в деталях очень заботила создателей "Брестской крепости". "Я понимаю, что любители покопаться в этом найдут нам не такие пуговицы, не те колеса и так далее. Но сами события мы старались описывать достаточно точно", - сказал Котт.
При этом важно было "не увлечься голыми стрелялками и экшном" и правильно организовать работу массовки.
"Я много внимания уделял главным героям, но если ты видишь, что среди ста человек на заднем плане у кого-то пустые глаза, то все идет насмарку. Очень важно было не забывать о втором плане, потому что иногда второй план делает картину", - признался режиссер.
Такие, брат, дела
Одну из ключевых ролей в картине исполнил питерский актер Павел Деревянко, более известный в амплуа комедийного актера. В "Брестской крепости" он сыграл одного из главных героев сопротивления - политрука Ефима Моисеевича Фомина.
"С Пашей мы давно дружим, я его впервые снимал в кино "Ехали два шофера", и я знаю, что он артист очень глубокий, сильнейшего драматического таланта, даже с его комичным лицом", - рассказал Котт.
"Я вспомнил фильмы Алексея Германа с Никулиным - комический артист, но играет трагическую роль. Вспомнил "Холодное лето 53-го" с Папановым. А главное - он очень хотел эту роль. И он себя проявил, он очень глубокий драматический артист", - добавил режиссер.
При этом, поскольку актерам приходилось играть не вымышленных персонажей, а реальных людей, приходилось заботиться и о некоем внешнем сходстве. "Павел Деревянко похож на Ефима Моисеевича Фомина, Андрей Мерзликин похож на Кижеватова, Гаврилов - Александр Коршунов похож на своего прототипа", - утверждает Котт.
Он объяснил: "У нас не было задачи брать звезд. У нас задача была брать актеров с советской харизмой. И у Паши, и у Андрея несовременные лица. Мне кажется, они оттуда сами по себе".
При этом, по словам режиссера, в картине упоминаются малоизвестные факты: "Мало кто знает, что в Брестской крепости воевали чеченцы, молодые комсомольцы, и они объявили джихад Гитлеру. То, что там происходит, конкретные слова и танец - это то, как происходит джихад". Вообще же, добавляет Котт, "там собралась многоконфессиональная компания: Фомин - еврей, Кежеватов - мордвин, Гаврилов - татарин, Зубачев - русский, много белорусов, поляков".
Когда-нибудь мы вспомним это, а лучше посчитаем
Незадолго до выхода "Брестской крепости" в прокат фильм был внесен в число социально-значимых проектов, на которые выделяет средства федеральный Фонд поддержки кино. Это единственная картина, которой Фонд помогает не на стадии съемок, а на стадии продвижения.
"Деньги выделяются целенаправленно на поддержку проката. Для меня очень важно, что фильм государственный, это кинопроект Союзного государства - и мне как продюсеру, организующему весь процесс производства и в дальнейшем проката, не было дано возможности вложиться самому. То есть я картиной не обладаю, и, соответственно, не могу привлекать средства инвесторов в рекламу, поскольку мне нечем вернуть", - объяснил Угольников.
"Весь доход от фильма "Брестская крепость", за исключением дистрибьюторского процента прокатчику, уйдет в бюджет Союзного государства", - добавил он.
"Картина, как вы видели, выходит с небольшими рекламными возможностями. Спасибо Первому каналу, который подставил плечо и будет рекламировать фильм. Но думаю, что на эту картину не надо зазывать зрителя. Ожидание этого фильма столь велико, что те люди, которые хотят его посмотреть, его посмотрят. Другое дело, что молодежь, которая привыкла смотреть другие фильмы, не интересуется темой Великой Отечественной войны и не хочет сопереживать ничему, все-таки надо привлечь",- продолжил Угольников.
"Владимир Владимирович Путин 15 октября на заседании Совета министров высоко оценил фильм "Брестская крепость" и даже порекомендовал скорейшим образом решить все организационные вопросы для того, чтобы большее количество зрителей, главным образом молодежи, увидело этот фильм. Отрадно мне слышать, что, вслед за Владимиром Владимировичем Путиным, госсекретарь Союзного государства Павел Павлович Бородин также высоко оценил наш фильм. Придет на премьеру и тоже скажет свои слова. Для меня это очень важно и приятно. Фильм Высоко оценил президент Белоруссии Александр Григорьевич Лукашенко, подчеркнув, что вот как раз этот фильм - свидетельство того, что мы вместе", - заключил он.
Телеверсия
По словам режиссера, на телеэкраны выйдет четырехсерийная версия картины, в которую будут включены те эпизоды, которые не вошли в экранный вариант.
"Я не знаю, кто вообще пойдет на это кино, хотя надеюсь, что пойдут. Это не развлекательное кино, это труд", - заключил Котт.