В новом выпуске программы "Дым Отечества" ведущие Виталий Дымарский и Владимир Рыжков беседуют с Алексеем Арбатовым, руководителем Центра международной безопасности ИМЭМО РАН, и с Сергеем Роговым, директором Института США и Канады РАН, о том, возможно ли в XXI веке военное столкновение России и США.
В.ДЫМАРСКИЙ: Те соглашения, которые мы все время подписываем с американцами - СНВ-2, СНВ-3, не знаю, сколько еще будет СНВ - в принципе отношения между руководителями стран выглядят неплохо, а в общественном мнении при этом, если опросить, то скажут – кто наш главный противник? - Америка. Нет?
С.РОГОВ: Дело не только в том, что в общественном мнении существуют эти стереотипы мышления, и пропаганда и в США и у нас эти стереотипы всячески обыгрывает. Мы, после того, как кончилась «холодная война», трижды провозглашали стратегическое партнерство с США. И что-то каждый раз не получалось.
В.ДЫМАРСКИЙ: Начиная с 90-х гг. - за 20 лет.
С.РОГОВ: Да. И что-то не получалось. И есть много причин, почему у нас не получилось стратегическое партнерство, но одна из них связана с тем, что не могут быть партнерами страны, которые держат полторы – две тысячи боеголовок для того, чтобы в течение нескольких минут запустить против этого стратегического партнера.
Англичане и французы тоже имеют ядерное оружие, и не всегда любят друг друга. А вот этой модели взаимоотношений в ядерной сфере у них нет.
В.ДЫМАРСКИЙ: А на кого, кстати, нацелены ракеты у американцев и у нас? Друг на друга?
С.РОГОВ: Ну, это несколько секунд, и новый адресочек. Просто посмотрите – в других странах нет столько целей. Достаточно иметь 200-400 боеголовок, чтобы накрыть. А огромные арсеналы наши и США предназначены только для войны друг против друга.
А.АРБАТОВ: Согласен.
В.ДЫМАРСКИЙ: А демонтаж?
А.АРБАТОВ: С США мы пока еще не союзники, в отличие от Англии Франции, которые между собой являются союзниками по Североатлантическому договору. И обе эти страны союзники США. Поэтому, имея ядерное оружие и находясь в пределах досягаемости до ядерного оружия друг друга, они не имеют взаимоотношений взаимного ядерного сдерживания или устрашения. Вот когда мы с американцами перестали быть заклятыми врагами – после окончания 2холодной войны», была такая иллюзия, что эти ядерные арсеналы как-то сами собой рассосутся: раз мы не враги, то естественно, мы не будем друг друга держать под ударом этих тысяч боеголовок. И действительно, значительное количественное сокращение произошло – и в рамках договоров, и в одностороннем порядке. Но в основе своей система взаимоотношений не изменилась - остается взаимное ядерное сдерживание, основанное на взаимной способности разрушительного ядерного удара.
Полный текст и аудиоверсия передачи находятся на сайте радио "Эхо Москвы" >>