В 2001-2005 годах, будучи губернатором Тюменской области, Сергей Собянин, недавно ставший мэром Москвы, провел в регионе реформу образования, ее элементы позднее были взяты за основу при реализации комплексных проектов модернизации образования в различных регионах РФ. О «тюменской образовательной модели» в интервью РИА Новости говорит директор Института развития образования ГУ-ВШЭ Ирина Абанкина.
- Ирина Всеволодовна, почему «тюменская модель» высоко оценивается на федеральном уровне?
- На посту губернатора Собянин показал себя сторонником реформирования образования и роста его эффективности. Во-первых, он способствовал повышению самостоятельности образовательных учреждений: многие тюменские школы получили статус автономных учреждений задолго до того, как эти формы стали вводиться массово.
Во-вторых, многое было сделано для развития общественного участия в управлении образованием. В школах Тюменской области действуют очень сильные и влиятельные управляющие советы.
В-третьих, был осуществлен переход на нормативно-подушевое финансирование. Система оплаты труда предполагала разделение фонда оплаты труда на базовую и стимулирующую части, учет всех видов нагрузки (классного руководства, проверки тетрадей) и прямую зависимость зарплаты учителя от числа учеников в классе. Именно на этих принципах основана модельная методика, рекомендованная Минобрнауки в рамках нацпроекта «Образование». Примечательно: в Тюмени по-разному стали оценивать труд разных учителей — учителям русского языка и математики платят больше, чем учителям физкультуры. Вопрос спорный, но он имеет под собой основание: кому приходится больше готовиться к урокам?
- Говорилось, что учителей при реструктуризации школьной сети сокращали... Каков в целом итог реформ в регионе?
- К сокращениям подошли очень аккуратно. Около 2,5 тысяч сокращенных учителей и непедагогических работников школ были в основном трудоустроены в учреждения культуры и дополнительного образования, некоторые ушли на пенсию. Реформы проводились комплексно, с вниманием к людям и их трудоустройству.
Став губернатором, Собянин застал в регионе очень низкий уровень образования. Хотя ЕГЭ в то время не был массовым, результаты тюменских школьников были слабыми, и это во многом характеризовало уровень преподавания. Сейчас Тюменская область демонстрирует стабильно средние показатели, школьники успешно участвуют во всероссийских олимпиадах. Более того: в регионе практически выровнялись результаты сельских и городских ребят.
Тюменский опыт по введению новой системы оплаты труда и увеличению самостоятельности школ был успешно адаптирован многими регионами включая Республику Саха (Якутию), Новосибирскую, Белгородскую, Калининградскую области, где школьники показывают высокие результаты ЕГЭ и поступают в хорошие вузы.
- Какие изменения в ближайшее время возможны в образовательной системе столицы с учетом прежнего опыта ее нового мэра?
- Думаю, изменения в первую очередь коснутся двух аспектов: государственно-общественного участия в управлении образованием - и финансовой самостоятельности образовательных учреждений. Потенциал для этого в Москве есть – нужно просто снять бюрократические барьеры. Если в большинстве регионов не более 10-15% школ готовы стать автономными учреждениями, то в Москве их около половины.
Здесь много авторских школ, которые фактически уже стали самостоятельными благодаря внебюджетным фондам, сформированным выпускниками. Им просто нужно дать соответствующие права.
Качество образования в московских школах весьма неоднородное (хотя в среднем хорошее), и был бы полезен тюменский опыт работы с проблемными школами.
Что касается оптимизации числа учителей, массовых сокращений ожидать не стоит. В Москве соотношение учитель/ученик, конечно, ниже, чем в Тюмени, но это оправдано большим количеством инновационных школьных программ, требующих множества разных специалистов.
- А система оплаты труда учителей может измениться? Ведь Москва не перешла на модельную методику.
- Да, в Москве зарплата учителя не зависит от числа детей в классе. Но не думаю, что систему оплаты труда будут менять радикально. Главное - перейти на принципы оплаты за качество и результат, стимулировать лучших, оплачивать разработку авторских программ, новых методик. Надо гарантировать высокий базовый уровень зарплаты учителя, мы должны по достоинству ценить педагогический труд.
В Москве много спецшкол для одаренных детей, для детей-инвалидов, наполняемость классов должна быть низкой. Базовый оклад педагогов, работающих с такими ребятами, не должен зависеть от наполняемости классов. Учитель должен иметь возможность индивидуализировать процесс обучения. Стимулирующие надбавки, распределяемые органами государственно-общественного управления, в Москве вводить целесообразно - это способствует повышению качества образования и налаживанию обратной связи с родителями, общественностью.
Материал подготовила Екатерина Рылько (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости