Наталья Иванова-Гладильщикова, специально для РИА Новости.
В октябре этого года система профессионально-технического образования в России отметила 70-летний юбилей. Одновременно эта система столкнулась с почти неразрешимыми проблемами. Квалифицированных рабочих катастрофически не хватает. Более того: рабочие профессии могут и вовсе исчезнуть, если в обсуждаемом сейчас интегрированном законопроекте «Об образовании в РФ» исчезнет понятие «начального профессионального образования» как уровня.
Модно быть поваром
По сравнению с 90-ми, когда ПТУ закрывались пачками, нынешняя ситуация куда более благоприятна. Особенно в Москве.
За прошедшие несколько лет многие колледжи (так они теперь называются) были объединены. На базе лучших из них (в рамках столичной программы «Рабочие кадры») возникло более 20 ресурсных центров, оснащенных новейшим оборудованием.
Тем не менее, как и в высшем образовании, здесь тоже есть модные и немодные специальности. И среди модных, увы, - в основном - профессии сферы обслуживания. По словам главы департамента образования Москвы Ольги Ларионовой популярные у московской молодежи профессии - это повар, бухгалтер, специалист по обслуживанию транспорта, городских систем, по энергосбережению, Мослифт… Добавим и профессии, связанные с дизайном в строительстве.
Из модных сегодня училищ можно, например, назвать Колледж сферы услуг №32. Тут готовят поваров, кондитеров и прочих пищевиков. Повара были нужны всегда, но сегодня профессия эта имеет оглушительный спрос (по телевизору – сплошные кулинарные шоу). Социальные партнеры – бывшие выпускники колледжа. А потому проходят мастер-классы звезд из Гильдии поваров России, мастеров французской (и прочих) академий кулинарии. Многие ребята по окончании училища будут работать и параллельно учиться на вечернем отделении в Пищевом институте. Это интегрированное образование: есть программы для тех, кто приходит после 9-го класса, есть для тех, кто после 11-го.
Другое модное направление – дизайн. В Москве работает Строительный колледж № 30. Помимо того, что в нем готовят, например, маляров, каменщиков, столяров, реставраторов, в колледже учат и будущих дизайнеров в строительстве, архитекторов. Причем, благодаря авторской программе профессора факультета дизайна МАРХИ Александра Ермолаева и его команды, - на уровне двух первых курсов Московского архитектурного института. Потом лучшие туда и поступают.
Популярен, в силу своей современности и инновационности, и Колледж связи № 54. Победитель нацпроекта «Образование» и нескольких московских программ «Рабочие кадры», за последние 3 года он получил и установил оборудование на 163 миллиона рублей. В итоге здесь есть суперсовременные лаборатории.
А еще колледж стал сертифицированным Учебным Центром «Siemens Enterprise Communications». Тут переподготавливают «Операторов диспетчерской службы» для МЧС, ЖКХ и других отраслей.
Немодно быть рабочим
А вот все, что связано с тяжелым трудом на производстве – немодно. По словам Александра Потапова, начальника управления профессионального образования департамента образования Москвы, среди непопулярных - весь блок специальностей и профессий, связанных с металлообработкой. Потребность предприятий в токарях, фрезеровщиках, станочниках - колоссальная.
«По разным оценкам, металлообработчиков Москве требуется от 20 до 30 тысяч, – говорит Александр Потапов. - Почему? Зайдите на любое передовое предприятие и посмотрите на его станочный парк! Это те самые станки, которые перешли к нам по наследству из СССР. Работать на них неинтересно, неприбыльно. Между тем, металлообработчики - это люди, без которых инновационное развитие невозможно».
Не спасает и то, что сегодня во многих московских политехнических колледжах появляется новейшее оборудование – хаасовское, сименсовское…
Причем, производители этого оборудования его сертифицировали, что позволяет организовывать переподготовку взрослого населения. Все дело в том, что, приходя на производство, вчерашние студенты колледжей с таким оборудованием там не сталкиваются. Решить эту проблему можно, только действуя синхронно с государством. Профессиональное образование должно идти параллельно с развитием производства. А этого не происходит.
Новый закон отменит рабочих
Самое неприятное заключается в том, что скоро рабочих будет некому готовить. Обучением квалифицированных рабочих занимаются учреждения начального профессионального образования. А его-то и не включили в проект нового интегрированного закона «Об образовании в РФ», который сейчас обсуждается.
Напомним, что начальное профессиональное образование – это первый уровень профобразования. Основная его цель – подготовка рабочих по более чем 200 профессиям. В системе начального профессионального образования - примерно 3,5 тысячи профессионально-технических училищ и профессиональных лицеев.
Туда поступают либо после 9-го класса школы (и параллельно доучиваются по программе 10-11-го классов), либо после 11-го класса (занимаясь по укороченной программе).
По новому закону, останется только среднее профессиональное образование» (это техникумы и колледжи). Но оно готовит отнюдь не рабочих, а управленцев среднего звена. В систему среднего профессионального образования входят техникумы и колледжи. В них образование ведется по двум основным программам — базового уровня и повышенного. После освоения программы базового уровня выпускнику присваивается квалификация «техник». Повышенный уровень дает более глубокую подготовку (при этом срок обучения увеличивается). Выпускнику с углубленной подготовкой присваивается квалификация «старший техник», при расширении подготовки — «техник с дополнительной подготовкой в области …».
Таким образом, получается, что просто рабочие нам уже не нужны. Нужны управленцы. В Колледже сферы услуг сказали, что если из закона уйдет начальное образование, они не смогут готовить, например, поваров, кондитеров, горничных (а только тех, кто ими руководит). А бывший директор профессионального лицея № 310 "Квалитет" Владимир Филиппов считает, что изъятие начального профессионального образования из проекта закона «Об образовании в РФ» – это катастрофа. Ведь именно система начального профессионального образования готовит квалифицированных рабочих. Если их не будет, встанут заводы.
Как на «Фольксвагене»
Какой бы ни была структура подготовки рабочих в России, главный наш недостаток в том, сами предприятия не занимаются подготовкой специалистов под себя (у нас связь училищ с предприятиями еще с 90-х годов утрачена). Между тем, так обычно происходит во всех развитых странах.
То, как это делается в Германии, можно увидеть на заводе «Фольксваген» в Калуге. Правда, Калужская область профинансировала подготовку персонала для завода. Но ведется она по немецкой методике и на их оборудовании. Разница в обучении западных и русских рабочих в том, что «у них» сугубо прикладной подход: они учат быстро и понятно любому человеку (в калужском Учебном центре преподается более 40 краткосрочных дисциплин: есть курс – 8 часов, а есть – три месяца). А мы, даже в колледжах, даем более глубокую теоретическую базу. И самое главное – «нашим» приходится проходить практику на станках, от которых на продвинутых западных заводах отказались еще в позапрошлом веке.
Конечно, можно спорить: по какой системе учить лучше. Но нельзя отрицать очевидное: то, каких рабочих готовит страна, напрямую зависит от того, как работает (и работает ли) в ней производство.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции