Константин Симонов, генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности РФ.
Российско-туркменские отношения, чего греха таить, не назовешь безоблачными. Может быть, поэтому от недавней поездки Дмитрия Медведева в Ашхабад ждали особой интриги. Эти ожидания, похоже, оправдались. Лидер Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов заявил, что готов увеличить поставки «голубого топлива» в Россию.
Интрига в том, что заявление туркменского президента несколько контрастирует с политикой диверсификации потребителей газа, которую до сих пор последовательно проводил Ашхабад.
Напомним, в 2009 году эта центральноазиатская республика, обладающая четвертыми в мире запасами газа, завершила строительство газопровода в Китай, параллельно увеличив поставки газа в Иран. Стоит добавить, что Туркмения самым активным образом участвует и в европейских проектах по доставке углеводородов из Азии в обход России.
Неожиданные лишь на первый взгляд обещания туркменского президента объясняются тем, что новые «клиенты» Ашхабада оказались еще менее сговорчивыми, чем старые. Китай, например не идет ни на какие уступки по цене. Так, в первом квартале 2010 года КНР, по неофициальным данным, покупала туркменские углеводороды по цене 120-140 долларов за тысячу кубометров. Россия за тот же период платила по 195 долларов, расчетная цена еще выше – 240 долларов за тысячу кубометров. В итоге в этом году РФ купит у Туркмении всего 10 млрд кубометров газа.
Примечательны сигналы об ускорении работ по туркменскому газопроводу «Восток–Запад». Ведь этот газопровод может работать в обоих направлениях – как качать газ с туркменских внутренних месторождений на шельф (с дальнейшей поставкой в Европу через Транскаспийский или Прикаспийский газопроводы, либо же при помощи танкеров со сжатым газом), так и поставлять газ с шельфовых месторождений на восточные границы Туркменистана с дальнейшей отправкой топлива азиатским потребителям.
Демонстративное ускорение работ по «Востоку–Западу» означает намерение поторопить европейцев с реализацией Nabucco и организацией какого-либо варианта перевозки газа через Каспийское море. Дается понять, что «иначе газ уйдет в Китай».
Пекину же предлагается подумать о рисках для себя того же самого сценария, но уже воспринимая его «с обратным знаком» (что через «Восток–Запад» газ может уйти в ЕС).
Собственно, главная задача Туркмении сегодня – раскачать Европу, которая тоже одержима страстью под названием «диверсификация». Ее не смущает туркменский опыт, показывающий, что диверсификация не всегда бывает со счастливым концом. Но все шумные европейские проекты – прежде всего, газопровод Nabucco – без туркменского газа останутся на бумаге. Потому что в реальности они могут претендовать только на азербайджанский газ, который и так уже «разрывается» между покупателями. В итоге твердых гарантий поставок газа из Азербайджана нет ни у кого из трех заявленных европейских проектов – Nabucco, TAP и ITGI.
Нет гарантий закачки газа - нет и покупателей. А нет покупателей - нет и кредиторов строительства газопровода, а значит, нет и трубы. Логика предельно простая.
У Евросоюза есть фактически готовый транзитный коридор в Туркмению через Азербайджан, Грузию и Турцию. Но на пути европейцев находится Каспийское море. Здесь и начинаются проблемы. Есть проект компании ENI, который предусматривает транспортировку сжатого туркменского газа через Каспий на судах. В мире такие проекты еще не реализовывались, поэтому не совсем ясна экономика и технические нюансы. Как вариант – прокладка по дну Каспия трубопровода. Но, как известно, страны каспийского региона еще не урегулировали конфликт вокруг морских границ, поэтому прокладка трубы по не поделенному дну не имеет никаких юридических оснований.
Конечно, соблазн велик. Поэтому ищутся любые лазейки, чтобы оправдать возможное строительство. Летом прошел слух о том, что Еврокомиссия уже разработала проект документа, на основе которого должно быть выработано соглашение о строительстве газопровода между Туркменией и Азербайджаном. Якобы этот вариант транскаспийского маршрута может быть обеспечен даже в условиях до сих пор не разрешенных территориальных споров в Каспийском море, в том числе между самими Туркменией и Азербайджаном. Но это был лишь пробный шар с целью прощупать реакцию России. Она, как не сложно представить, была не слишком дружественной.
Поэтому сейчас ставка делается на другую хитрость.
Дело в том, что от платформы месторождения Азери – Чираг – Гюнешли проложено около 200 км трубы до Азербайджанского берега. Соответственно, до Туркмении остается еще чуть менее 200 км. Европа сейчас на полном серьезе рассматривает этот вариант – то есть планирует начать строительство трубы без согласия России.
Очевидно, что с дипломатической точки зрения это будет вопиющим нарушением всех норм международного права.
Туркмения всячески подбивает Европу к решительным действиям. В частности, буквально накануне визита Дмитрия Медведева в Ашхабаде прозвучало предложение продавать газ европейским потребителям уже сейчас на туркменской границе, переложив его доставку на плечи европейцев. Такие заявления весьма провокативны, однако, вряд ли ЕС решится на лобовой конфликт с Россией. Так что пока это журавль в небе. А китайская синица в руках несет много хлопот – платит мало, да еще и настаивает на передаче новых месторождений для добычи на льготных условиях.
Вот и получается, что единственный на данный момент шанс увеличить прибыль газовой отрасли Туркменистана – это переговоры с Россией. Дмитрий Медведев осторожно отреагировал на предложение Бердымухамедова. Сейчас весь вопрос состоит в том, насколько Россия захочет воспользоваться благоприятными обстоятельствами. Предложенные Туркменией дополнительные газовые поставки не так уж и нужны российской экономике. Но газ может понадобиться завтра, когда падающие в ЕС цены на газ начнут расти. К тому же российские компании могли бы наращивать добычу газа в самой Туркмении и продавать его в Китай. Много здесь не заработать, но тем самым можно убрать потенциального конкурента с европейского рынка.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции