МОСКВА, 25 окт - РИА Новости. Доля реструктурированных кредитов в корпоративном портфеле у одного из крупнейших в России дочерних иностранных банков - Райффайзенбанка, составляет 15% и с конца 2009 года остается стабильной, сообщил председатель правления банка Павел Гурин в интервью РИА Новости.
"Эта цифра за прошлый год была около 15%. Сейчас она не изменилась", - сказал он.
Волна реструктуризации захлестнула российские банки в период активной стадии кризиса с конца 2008 года, который резко сократил или вовсе обнулил платежеспособность многих российских предприятий. Реструктурированные кредиты помогли предприятиям и банкам совместно пережить кризис с меньшим объемом отбора банками заложенных активов и потери частично или полностью выданных средств. В настоящее время некоторые банки говорят о восстановлении предприятий и, как следствие, отсутствии новой волны реструктуризаций.
ЗАО "Райффайзенбанк" входит в австрийскую банковскую группу Raiffeisen. Банк работает в России с 1996 года и в настоящее время входит в тридцатку крупнейших российских кредитных учреждений по величине активов.
Райффайзенбанк уже более года не выявляет новых проблемных заемщиков.
"Мы проанализировали свой портфель еще в 2008 году и начали работать с заемщиками, у которых, как мы считали, могли быть какие-то сложности. Мы все свои проблемы идентифицировали еще в первом полугодии прошлого года", - сказал он.
"С тех пор, как мы оценили состояние портфеля, новых имен мы не идентифицировали. Есть заемщики, которые практически полностью восстановились, но остаются и те, которые испытывают трудности. Список всех проблемных заемщиков большой, но конечный и не обновляемый (...) Количество проблемных клиентов снижается", - заявил он.
Несмотря на это, просрочка Райффайзенбанка пока не падает. "В этом году у нас уже просрочка остается на стабильном уровне, она не меняется, если мы говорим об относительной цифре - это 6,9%", - сказал глава банка.
Объясняется такая динамика просрочки особенностями российского банковского учета.
"Если клиент становится проблемным по классификации Центробанка, то даже если он начинает платить своевременно, он должен платить нормально еще шесть месяцев, прежде чем мы его сможем реклассифицировать в заемщика с приемлемым кредитным качеством", - отметил Гурин.
Он надеется, что в относительном выражении доля просроченной задолженности к кредитному портфелю "уже будет снижаться", так как портфель "растет быстрее рынка и продолжит это делать насколько возможно".
"В абсолютных цифрах мы тоже уже начали наблюдать некое снижение. Но (...) с одной стороны, клиент, выходящий на нормальный график, а с другой стороны новые транши все еще подлежат уплате, и в дату, когда они должны быть оплачены, они учитываются в объеме просроченных платежей", - отметил Гурин.
Предправления Райффайзенбанка говорит, что динамика просрочки банк "полностью устраивает".
Гурин считает, что объем резервов на возможные потери по ссудам может расти и дальше. "Я не исключаю, что скорость прироста портфеля может быть такова, что вновь создаваемые резервы могут превышать или быть сравнимы с высвобождаемыми резервами, созданными по проблемным случаям. Я не исключаю, что мы будем досоздавать резервы по РСБУ", - сказал он.
При этом в текущем году Райффайзенбанк уже в некоторые месяцы распускал резервы, то есть сокращал их общий объем. Основная доля расходов на резервирование в 2010 году пришлась на третий квартал, сумма созданных резервов в котором составила 3,216 миллиарда рублей по сравнению с 2,586 миллиарда рублей резервов, созданных в течение первых двух кварталов текущего года, сообщал ранее Гурин. Объем кредитного портфеля на конец полугодия составлял около 274 миллиардов рублей, увеличившись за январь-июнь по РСБУ на 6,7%.
Поплыли
Многим российским банкам в кризис пришлось не только реструктурировать кредиты значительному числу заемщиков, но и снижать ставки по уже выданным займам. Это было связано, в том числе, с обострением конкуренции за "хороших" заемщиков.
Гурин рассказал, что банк практически избежал этой участи. "Нам, я думаю, проще, чем большинству участников рынка. У нас почти весь корпоративный портфель выдан по плавающей ставке. В рублях она привязана к MosPrime - одномесячной или трехмесячной ставке, в зависимости от графика погашения процентов по кредиту", - сказал он.
"Конечно, плавающая ставка несет в себе риск, что она может расти. Но даже с учетом того, что MosPrime в течение трех-четырех месяцев кризиса был абсолютно нереалистичен, результирующая стоимость ресурсов для компаний была дешевле, чем фиксированная ставка, которую им предлагали банки", - отметил Гурин.
"Когда MosPrime перестал отражать реальность, и мы считали, что деньги стоят дешевле, мы предложили клиентам временно перейти на внутреннюю ставку банка", - рассказал он.
Теперь MosPrime находится на исторически низком уровне, и он "адекватно отражает изменение тенденций на рынке", добавил он.
Валютная структура портфеля остается у банка стабильной. На конец первого полугодия 2010 года 42% приходилось на иностранную валюту, 58% - на рубли.
Не профиль
Райффайзенбанк за время кризиса накопил на своем балансе лишь небольшой объем непрофильных активов, полученных в счет погашения кредитов (отступных). "На сегодняшний день я не считаю эту тему актуальной для нас. Конечно, несколько отдельных случаев было, но они, повторю, единичные", - сказал Гурин.
По его словам, на балансе банка меньше 1% активов - это отступные. "Мы никогда не стремились (...) иметь в своем распоряжении замечательные промышленные активы в виде зданий и сооружений, поэтому, естественно, мы их будем реализовывать (...) Мы хотим их продать по той цене, которая нас устроит, учитывая, что в течение прошлого и этого года рынок не был достаточно активным. Мы готовы подождать, не продавать сейчас", - сказал Гурин.
Несмотря на небольшой объем непрофильных активов на балансе, Райффайзенбанк не исключает создания структуры, которая бы управляла ими и, в конечном счете, продала. "Мы долго обсуждали, создавать ли специализированную структуру, которая будет заниматься управлением и реализацией непрофильных активов. Не знаю, возможно - да (...) Вероятно, это будет отдел банка, а не отдельная компания. В любом случае, для управления и продажи непрофильных активов нужны профессионалы", - сказал он.