Илья Крамник, военный обозреватель РИА Новости.
Министр обороны России Анатолий Сердюков сообщил о досрочном создании четырех новых военных округов и Объединенных стратегических командований, которые заменят ранее существовавшие округа.
Уже известно, что четыре новых округа (со штабами в Санкт-Петербурге, Ростове, Екатеринбурге и Хабаровске) заменят шесть прежних военных округов, но одним уменьшением числа дело не ограничится. Объединенные стратегические командования (ОСК) будут представлять собой постоянно действующие структуры, управляющие силами и средствами всех родов войск, кроме сил ядерного сдерживания и войск центрального подчинения (ВДВ, космические войска и т.д.). Раньше было не так. Командование округа распоряжалось только сухопутными войсками. Во время боевых действий создавалось объединенное командование.
Указ президента, подписанный в июле, предусматривал обновление командных структур к 1 декабря 2010 года. Первый новый округ, Западный, был создан уже к 1 сентября, и ОСК «Запад» получило в свое распоряжение все находящиеся на его территории силы сухопутных войск, ВВС и ПВО, а также Балтийского и Северного флотов. Сейчас, по словам руководства военного ведомства, созданы и начинают функционировать все прочие ОСК.
Однако для того, чтобы ОСК стали полностью функциональной структурой, должно пройти значительное время – оно требуется для качественных изменений в российском офицерском корпусе. Каких? По мнению военного эксперта, директора Института политического и военного анализа Александра Шаравина, на то, чтобы ОСК начали полноценно функционировать, потребуются годы: «Любое командование решает очень широкий круг вопросов, для него требуются квалифицированные кадры, при этом многие вопросы будут решаться впервые – людей с опытом управления подобными межвидовыми структурами у нас практически нет. Для того, чтобы этот опыт появился, должен пройти не один год, должно вырасти новое поколение офицеров, для которых работа в подобной системе будет уже привычкой и которые будут понимать друг друга с полуслова».
Новый формат управления Вооруженными силами требует и нового подхода к подготовке штабных офицеров.
Перестает работать традиционный подход, в соответствии с которым офицер получал более-менее глубокие знания о «не своем» виде ВС только во время обучения в Академии Генерального Штаба, где готовили военачальников и штабистов высшего ранга.
Потому что необходимость координировать действия разнородных группировок в современных условиях возникает на уровнях, значительно более низких, чем Генштаб. Кроме того, старшие офицеры, которым предстоит работать в новых структурах, должны иметь представление и о гражданских рычагах управления вооруженными силами и внешней политикой. Это предполагает более активное участие военных в парламентских структурах и системе МИД, подобно тому, как это делается на Западе, где значительное число генералов и адмиралов в ходе карьеры получают опыт дипломатической работы и опыт взаимодействия с гражданской властью – как законодательной, так и исполнительной.
Подобная практика в вооруженных силах СССР и России также долгое время не была широко распространена, и если руководство страны и военного ведомства действительно намерено построить современные вооруженные силы, то ему предстоит менять не только систему военного образования, что делается сейчас, но и всю систему прохождения военной службы в целом.
Отдельно стоит упомянуть весьма болезненную проблему оснащения ОСК новым оборудованием. Для адекватного управления разнородными, а тем более межвидовыми группировками, требуется совершенно иной уровень технического оснащения, включающий множество остродефицитных для наших вооруженных сил систем.
Это и современные АСУ оперативно-стратегического уровня, современные системы связи, самолеты радиоэлектронной разведки, летающие командные пункты, спутники и БПЛА, способные передавать информацию по различным каналам в режиме реального времени, и множество других систем от высшего уровня до уровня взвода и отделения, позволяющих построить единое информационное пространство поля боя.
Работы над подобными системами ведутся, и повышение «интеллектуального уровня» перспективных и существующих вооружений является одной из главных составляющих программы перевооружения российской армии, в ходе которого планируется принять на вооружение линейку АСУ от взводного до стратегического уровня, а также оснастить современными системами управления имеющуюся боевую технику.
Все это требует значительного времени, поэтому, отвечая на вопрос, действительно ли в российской армии созданы и действуют новые командные структуры, можно сказать: да. Они созданы и работают. Но полностью реализовать свои возможности они смогут лишь спустя 10 лет или более, и то при условии неуклонного и целенаправленного развития в заданном направлении.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции