АТОМОХОД "РОССИЯ", МУРМАНСК, 25 окт - РИА Новости, Анна Сыроечковская. Дрейфующая арктическая станция "Северный полюс-38", высаженная на лед Чукотского моря 15 октября, была подготовлена в рекордно сжатые сроки - за два месяца вместо года, поскольку до последнего момента не было ясности с финансированием, сообщил в понедельник руководитель Высокоширотной арктической экспедиции Арктического и антарктического НИИ (ААНИИ) Владимир Соколов.
Он является заместителем руководителя экспедиции "Арктика-2010" - спецпредставителя президента РФ по международному сотрудничеству в Арктике и Антарктике Артура Чилингарова - на борту атомного ледокола "Россия". Экспедиция вышла в море в начале октября.
Соколов отметил, что после внепланового снятия со льдины 24 июня станции СП-37 открытие новой станции было под большим вопросом.
"Мы не собирались в этом году открывать новую станцию, что определялось в первую очередь финансовой составляющей", - сказал он на пресс-конференции на борту ледокола "Россия", пришедшего накануне в Мурманск.
Однако в результате обращения Чилингарова, поддержанного советником президента по вопросам климата Александром Бедрицким, было дано поручение президента РФ Дмитрия Медведева открыть станцию, и экспедиция была профинансирована.
"Нам пришлось практически за два месяца собрать станцию, которая обычно готовится год. Успешно сработав вместе с "Атомфлотом", с экипажем атомохода "Россия" и с капитаном Олегом Михайловичем Щапиным, мы смогли распределить время, силы и найти ледяное поле, подходящее для организации станции и проведения работ по исследованиям", - сказал Соколов.
"Станция развернута и дает полномасштабные данные во все мировые центры. Она ведет целенаправленные исследования гидросферы и ледового покрова высоких широт", - добавил он.
Он выразил благодарность "Атомфлоту" от ААНИИ за эффективное сотрудничество.
Россия - единственная страна арктического региона, которая с 1930-х годов регулярно организует дрейфующие станции, ведущие в Арктике комплексный мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в высоких широтах.
Работа предыдущей станции СП-37 была завершена раньше, чем планировалось. Льдина, где она находилась, начала дрейфовать по необычному маршруту - ее не вынесло в пролив Фрама (между Гренландией и Европой), а "забросило" к берегам Канады. Ученые ожидали, что здесь льдина сможет продержаться еще около года.
На СП-38 будут работать 15 полярников - океанологи, метеорологи, аэрологи, инженеры, гидрографы. На льдине установлены специальные сборные домики с отоплением и электричеством, в распоряжении полярников - тракторы, электростанция, баня.
На дрейфующей станции будет проводиться множество научных наблюдений, касающихся атмосферы, льда и океана. В частности, будут измеряться течения, глубины, соленость воды на разной глубине.
СП-38 будет еще и "полигоном" для проверки нового научного оборудования. Данные о глубинах, другие измерения будут вместе с данными специализированной экспедиции на судне "Академик Федоров" использоваться для доказательств принадлежности России арктического шельфа.
В числе задач экспедиции - проверка работоспособности российской навигационной системы ГЛОНАСС в условиях высоких широт.